Нет такого человека, который на что-нибудь не спорил бы хотя бы раз в своей жизни. Мировой опыт благотворительности показывает: пари – прекрасный способ собрать деньги на благие цели. Об этом - в колонке Елены Грачевой, координатора проектов благотворительного фонда "АдВита".
Мы продолжаем рассказывать об опыте волонтеров-фандрайзеров, которые устраивают разные события, чтобы заработать денег для благотворительных программ.
Нет такого человека, который на что-нибудь не спорил бы хотя бы раз в своей жизни. Мировой опыт благотворительности показывает: пари – прекрасный способ собрать деньги на благие цели. На что только люди не спорят! Прыгнуть с парашютом и просидеть сколько-то времени в комнате с пауками, выучить японский язык или арию Кармен, спеть на защите диплома или сплясать в городском фонтане, отрастить бороду или, наоборот, сбрить усы. К примеру, актер Ник Офферман, который играет Рона Свонсона в знаменитом сериале «Парки и зоны отдыха», сбрил усы именно в пользу детской онкологической больницы: в Интернете был организован аукцион для фанатов сериала, и победитель, сделавший самое большое пожертвование, получил от актера искомые усы под стеклом, в рамочке и с личной благодарностью.
Если ваши друзья готовы дать немного денег, чтобы увидеть вас в офисе в зеленом парике или послушать, как вы декламируете выученного наизусть «Евгения Онегина», – значит, вы все вместе получите не только удовольствие, но и кому-то поможете.
Еще один распространенный способ собрать деньги на благотворительность я бы назвала капиталистическим субботником. Многие помнят, как при советской власти нас заставляли выходить на работу в выходные, деньги за это не платили, а перечисляли в мифический Фонд Мира.
Как оказалось, эта идея – выйти в свой выходной и сделать свою работу за плату, а плату перечислить в фонд, – невероятно популярна в цивилизованном мире. Тысячи людей делают то, что любят и умеют, в свой выходной день за благотворительный взнос. Экскурсовод проводит экскурсию, юрист – консультацию, пекарь сооружает фантастический торт, литературовед читает открытую лекцию – но все участники процесса знают, что их деньги уйдут в помощь детям. Например, волонтеры-фандрайзеры госпиталя св. Иуды в США (одной из крупнейших онкологических клиник страны) прекрасно научились монетизировать свои хобби не меньше, чем профессии. Вы любите и знаете кошек? У вас цветут самые капризные растения? Вы можете навестить незадачливых владельцев кошек или садоводов и поделиться своим опытом, а плату за консультацию перевести в фонд.
Иногда дело доходит до настоящего благотворительного шантажа. Приведу пример, обошедший все новостные ленты некоторое время назад. Студенты колледжа в Эванстоне, штат Иллинойс, захотели собрать деньги на организацию собственного арт-центра и кафе. Сделали они это весьма экзотическим способом: по университетскому радио запустили песню Джастина Бибера «Baby» и крутили ее не переставая, день за днем. Студентам предлагалось заплатить, чтобы песню, наконец, выключили. Искомую тысячу долларов собрали всего за три дня. Я сразу вспомнила все свои безуспешные попытки заставить официантов самых разных кафе сделать музыку или телевизор потише, чтобы иметь возможность поговорить, и знаю, что это мечта очень многих людей. Хозяева кафе, ау! Если вы не можете просто так снизить шумовую завесу, может быть, предложите своим гостям заплатить за это, а деньги направите в благотворительный фонд?
Каждый из нас за свою жизнь покупает очень много разной чепухи. Еще какое-то количество чепухи нам дарят родные, близкие и коллеги. И еще кое-что становится чепухой просто с течением времени: мы годами перекладываем с полки на полку кофточку, которую якобы наденем, когда похудеем; нам до смерти надоедает никак не разбивающийся столовый сервиз, подаренный двадцать лет назад на свадьбу; коллекция грампластинок безнадежно пылится под кроватью. Избавиться от ненужных вещей не просто так, а с пользой – давний и проверенный метод сбора средств на благотворительность. Благотворительные магазины, в которые люди приносят хорошие, но ненужные вещи, а производители отдают остатки коллекций прошлых сезонов, – на Западе невероятно эффективны. В России это только начинается. В Петербурге есть два благотворительных магазина «Спасибо!», которые принимают вещи от горожан, частично отправляют их в фонд «Ночлежка» для бездомных, а частично продают, чтобы прибыль перевести в несколько петербургских фондов. Ненужные вам вещи можно отнести туда.
Конечно, популярные на Западе гараж-сейлы нам организовывать гораздо труднее: мы живем в квартирах, и у нас нет двора, в который мы могли бы вынести старую люстру или велосипед из гаража. Но можно организовать такую распродажу и у себя дома, пригласив гостей через Интернет. А время от времени благотворительные барахолки организуют и разные благотворительные фонды, нужно просто следить за объявлениями.
И, конечно, продавать можно не только вещи! К примеру, если в офисе строгий дресс-код, компания может продать своим сотрудникам право прийти в джинсах и футболках, а деньги перечислить на благотворительность. Более того, можно сделать специальные значки, которые будут объяснять посетителям банка или адвокатской конторы, почему их принимают сотрудники в шортах и тапках, и практика показывает, что клиенты и сами не прочь присоединиться к благотворительной акции. Любой человек готов оценить остроумную и добрую идею.
И, конечно, вне конкуренции самые разные аукционы и лотереи, которые тоже с легкостью вписываются в любой праздник. Вы замаялись придумывать сценарии для корпоративных вечеринок? Предложите своим сотрудникам что-то сделать своими руками и разыграйте на вечеринке их произведения искусства – будь то яблочный пирог или рамочка для фотографий. Вы пригласили друзей на день рождения? Оговорите заранее, чтобы взяли с собой по сто рублей на лотерейный билетик, и разыграйте что-нибудь дорогое вашему сердцу и приятное вашим друзьям.
Неленивые люди придумывают и интернет-аукционы, на которых разыгрывают все, что угодно.
Фонд AdVita тоже все время придумывает разные необычные акции для сбора средств в пользу наших подопечных. К примеру, прямо сейчас на сайте адвитовского благотворительного интернет-магазина «Легко-Легко» идет аукцион рисунков замечательного художника Марии Якушиной к мультфильму Михаила Сафронова о Хармсе – legko-legko.ru/auktsionyi. Это замечательный подарок к Новому году всем, кто любит живопись и поэзию. Присоединяйтесь!
Елена Грачева, координатор проектов благотворительного фонда "АдВита"