Поток въездного туризма через «Морской фасад» за навигацию 2014 года снизился на 2-3%. Специализирующийся на обслуживании круизных лайнеров терминал не отклоняется от общего тренда: турпоток из европейских стран снижается по всей стране. Несмотря на рост выручки, порт, принадлежащий правительству города, остается стабильно убыточным. Избавить бюджет от многомиллионной нагрузки могло бы разрешение на обслуживание грузовых паромных судов. Но сменить статус порту удастся не раньше 2017 года.
Пассажиропоток под давлением внешней политики
По итогам навигационного периода 2014 года пассажиропоток «Пассажирского порта Санкт-Петербург «Морской фасад» снизился на 2-3%, заявил на пресс-конференции 26 ноября президент управляющей компании порта Серик Жусупов. За время навигации, длившейся с 26 апреля по 21 октября, порт принял 234 круизных и 5 паромных судов, которые привезли в общей сложности 483 456 человек. В 2013 году поток пассажиров увеличился сразу на 19%, и потеря двух процентов в 2014 году катастрофой не выглядит.
Основная часть гостей, приехавших в Петербург на круизных лайнерах в этом году, граждане Германии – четверть от общего количества. Представители США на втором месте, они заняли 18% от количества приехавших в город пассажиров лайнеров. На британцев пришлось 15%, на итальянцев и испанцев – по 6%. Из Франции в Петербург на круизных лайнерах приехали 3% гостей.
Жусупов уверен, что снижение пассажиропотока вызвали не санкции и не обострение отношений России и стран Запада. Однако вице-президент Ассоциации туроператоров России Илья Уманский уверен в обратном.
«Не секрет, что в этом году сильно снижается въездной туризм из европейских стран и США. А Петербург как раз город, в который приезжают в основном европейцы. Сокращение въезжающих туристов по России примерно одинаково и балансируется на уровне 20-40%. Но круизы составляют исключение. Технология круизного туризма подразумевает заблаговременные планирование путешествия и продажу билетов. Так как билеты продавались заранее, круизный рынок пострадал значительно меньше, чем остальные туристические отрасли. Поэтому падение на уровне 2-3% кажется вполне правдоподобным», – уверен Уманский.
Итоги следующего года будут во многом зависеть от международной обстановки, уверен Уманский. Если отношения России и Запада продолжат развиваться в ключе текущего года, ни о каком увеличении пассажиропотоков не может быть и речи, предположил эксперт.
«Правила въезда на территорию России со стороны иностранцев постепенно ужесточаются, например, вводится дактилоскопия. Ее можно считать паритетным инструментом. Как правило, ее начинают применять, как только что-то подобное вводится в отношении наших граждан в других странах. Для россиян в этом году въезд в ряд стран усложнился. Так, большой проблемой было въехать в Великобританию», – привел пример вице-президент АТОР.
Ту же тенденцию подчеркнула заместитель председателя комитета по туризму Римма Сачунова.
"По России наблюдается снижение заполняемости гостиниц иностранными туристами на 20 – 40%. В Петербурге ситуация аналогичная. За девять месяцев Управление миграционной службы Петербурга и Ленобласти поставило на миграционный учет 742 тыс. иностранных граждан, что в два раза меньше, чем в прошлом году", – заявила она во время встречи с журналистами.
Снижение въездного туризма наблюдается в основном за счет граждан США и ФРГ. Сачунова выразила надежду, что до конца года ситуация поправится благодаря туристам из Ирана, Кореи, Турции, Израиля и Гонконга, а падение въездного турпотока по итогам года не превысит 10-15%. Однако на показателях Пассажирского порта Петербурга приток азиатских туристов вряд ли скажется – основные клиенты «Морского фасада» как раз европейцы и американцы.
Статусные причины
Несмотря на снижение пассажиропотока, в ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» уверяют, что финансовое состояние компании более чем устойчивое.
«Средств нам хватает не только на покрытие расходов, но и на развитие. Мы продолжаем расширение», – сказал Серик Жусупов.
При этом в отчетности компании за последние три года стабильно фиксируются убытки: в 2012 году компания ушла в минус на 167,8 млн рублей, в 2013 году – на 94,69 млн рублей. Несмотря на это ООО «УК «Морской Фасад», осуществляющее менеджмент пассажирского порта, год за годом получает прибыль. В 2012 году управляющая компания получила 5,58 млн рублей, в 2013 году – 10,07 млн рублей.
Причина в статусе пункта пропуска порта. Компания имеет право принимать только пассажирские суда, а навигационный период в Северной столице длится всего пять месяцев: с мая по сентябрь, объясняет собеседник «Фонтанки» в круизной отрасли.
«Первый круизный лайнер в этом году зашел в «Морской фасад» 26 апреля, последний – 21 октября. Но это разовые заходы. По факту навигационный период завершился в Петербурге гораздо раньше. Получается, что большую часть года порт не работает, но без расходов на его содержание, например, на уборку снега зимой, все равно не обойтись», – сказал он.
Разница в убытках порта и прибылях управляющей компании объясняется просто: так как порт полностью принадлежит городу, его убытки компенсируются из регионального бюджета.
«Казус можно было бы решить достаточно просто. «Морской фасад» обладает всей необходимой инфраструктурой для обслуживания паромных грузовых судов. Смена статуса позволила бы предприятию выйти в прибыль. За год паромы перевезли 650 тыс. человек, и почти все они прошли через морально устаревшее ОАО «Морпорт СПб». Прибыль «Фасад» зарабатывает через пассажирский сбор, который у компании, к слову, один из самых высоких в Балтийском бассейне. Если в Таллинском порту, обладающем примерно той же инфраструктурой, он составляет 1,5-3,5 евро, «Морской фасад» берет с круизных судов 12 евро», – пояснил собеседник «Фонтанки».
К слову, финансовые результаты ОАО «Морпорт СПб» гораздо радужнее, чем у нового пассажирского терминала. Согласно базе данных СПАРК, в 2012 году предприятие получило прибыль в 837,76 млн рублей. По итогам 2013 года «Морской порт» «в плюсе» на 645,59 млн рублей.
Сегодня целый ряд транспортных компаний не работает с «Морским фасадом», потому что паромные перевозки в северных широтах составляют значительную часть их дохода. По словам собеседника в отрасли, изменение статуса на «грузопассажирский» позволило бы «Морскому фасаду» выйти в прибыль. Но смена статуса планируется только к 2017 году, о чем 26 ноября сказал заместитель председателя комитета по транспорту Алексей Львов. Он признал, что смена статуса будет привязана к вводу в эксплуатацию ЗСД, призванного разгрузить Васильевский остров.
Напомним, что в 2004 году, когда строительство нового пассажирского порта только затевалось, городские власти обещали, что он будет исключительно пассажирским. Попытка лоббировать смену статуса порта предпринималась сторонниками обслуживания паромных переправ летом 2011 года. Но после некоторого замешательства городские власти решили отложить перепрофилирование порта до введения в эксплуатацию ЗСД.
Герман Костринский,
«Фонтанка.ру»