Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Алексей Куимов: Я русский, и это многое объясняет

Алексей Куимов: Я русский, и это многое объясняет

1 331

Глава Курортного района Алексей Куимов в прошлом был лидером партии «За Русь Святую!» и выступал за назначение на государственные должности только православных людей. Но сам он теперь называет этот период временем «неофитства» и считает, что Россия не проживет без демократии и свободы. В интервью «Фонтанке» Куимов поделился своим пониманием русской национальной идентичности, ситуации в стране и отношением к ситуации на Украине, тем более что с Игорем Стрелковым он знаком лично.

Полтавченко важно, что у тебя внутри

– Алексей Васильевич, в начале 2000-х годов Вы были лидером партии «За Русь Святую!», участвовали в выборах в Госдуму. У партии была достаточно радикальная программа: назначение на руководящие посты православных людей, православное образование в школах и вузах. Не кажется ли Вам, что частично эти цели достигнуты, а православие превратилось в подобие марксизма-ленинизма?

– 12 лет прошло с того, как я, будучи самым настоящим неофитом, пытался изменить мир под те идеалы, которые исповедовал. Период неофитства – вполне естественен для человека, воспламенившись какими-то идеями, хочется быстро перестроить под них весь мир. Однако старец Паисий Святогорец говорил:«Делай то, куда твои руки достают, а остальное предоставь Богу». Мир очень сложен: у христианства нет задачи полностью изменить весь мир под евангельские идеалы, его задача – поменять духовное начало человека. Причем человек должен измениться изнутри, а не просто начать соблюдать какие-то внешние ритуалы.

Марксизм-ленинизм пытался всеми возможными способами, чаще репрессивными, перестроить общественное устройство. Христианство же смотрит на небо и уповает на свободный выбор человека. А изменившись изнутри, человек начинает преображать то, что находится вокруг него. Тут формула такая: наведи порядок в семье, роди детей и их чему-то научи, возлюби по-настоящему свою жену, чтобы она была счастлива и т. д. Все это занимает колоссальное количество времени.

Один человек никогда не потянет изменение всего мира, но когда идет преображение множества людей, когда растет база духовно заряженных людей, то что-то получается. Например, языческая Римская империя эволюционировала в христианскую Византию 300 лет. К тому моменту, как Константин Великий объявил христианство государственной религией, значительное число жителей империи уже его исповедовало. А Константин де-факто принял то, что было в обществе.

Когда мы носились с идеей партии «За Русь Святую!», реальное число носителей православной идентичности было очень небольшим. Подчеркну: я говорю про тех, кто ходит в храм, кто причащается. В Москве на пасхальное богослужение приходят 200-300 тысяч человек. Теперь вспомните, сколько людей живет в столице, и вы вычислите реальный процент носителей православной веры. А Пасха – это главный праздник христианства. Поэтому говорить о том, что православие стало трендом или модой, нельзя. К сожалению, это пропагандистский штамп, который не соответствует действительности.

– Но ведь сейчас без священника не обходится ни одно официальное мероприятие…

– Православными себя называют около 80% всех жителей России, то есть практически любой русский. Но далеко не каждый может объяснить, что значит быть православным. А еще есть такое понятие, как «православный атеист», которое однажды использовал президент Беларуси Александр Лукашенко, отвечая на вопрос о своей религиозной принадлежности.

Да, церковь, как и любая большая организация, развивается – строит храмы, расширяет свою миссионерскую деятельность. Это совершенно естественно. Но нужно смотреть, насколько увеличивается число людей, которые по-настоящему, глубоко верят, а не просто соблюдают какие-то внешние ритуалы.

В советское время коммунистической идеологией было пронизано все – от яслей до могилы. Страной управляло Политбюро ЦК КПСС. Сегодня же наше общество, к сожалению, очень далеко от христианских заповедей, да и Синод РПЦ не рулит Россией, а решает в основном свои внутренние вопросы.

– А как быть с использованием бюджетных денег для финансирования религиозных праздников?

– Я, будучи главой Курортного района, на православные мероприятия не выделяю ни копейки бюджетных денег. Только частные пожертвования. И вообще, здесь нужно быть очень осторожным: постоянное проведение всевозможных массовых мероприятий религиозной направленности не может привести к росту числа верующих людей. Даже со строительством храмов нужно быть осторожным: нужно грамотно выбирать место под церковь, чтобы не вызывать протесты местных жителей. Не нужно давать пищу для нападок на церковь, не надо разжигать страсти и раздражение. Градус агрессии в обществе и так уже зашкаливает.

– Есть еще один аспект этой проблемы: многие чиновники постоянно подчеркивают свою приверженность православию.

– В этом как раз нет ничего странного. Я часто вижу многих чиновников, которые стоят в церкви, но не знают, какой рукой креститься. Это некий такой придворный код, который позволяет быть поближе к руководителю. Если бы наш губернатор был мусульманином или буддистом, то часть чиновников, я уверен, совершала бы намаз или пыталась погрузиться в нирвану.

А если серьезно, то Георгий Сергеевич по-настоящему воцерковленный и православный человек, поэтому не обращает на внешние вещи никакого внимания. Ему неважно, пришел ты в храм или не пришел, надел четки или нет. На него это влияния не оказывает. Важно, что у тебя внутри.

На Крыме нужно было остановиться

– Продолжая разговор о церкви: несмотря на весь патриотизм церкви, она остается нейтральной в вопросе конфликта на Украине.

– Церкви никогда нельзя занимать чью-то сторону, когда речь идет о гражданском противостоянии внутри одного народа. Только в случае внешней агрессии церковь должна четко заявить свою позицию и благословить свой народ на защиту.

Для Русской православной церкви русские и украинцы – один народ. Поэтому если бы она заняла ту или иную позицию, то это неизбежно привело бы к расколу. В приходы РПЦ должны приходить как ополченцы, так и солдаты, воющие на стороне киевских властей. Это одна из тех возможностей, которые должны способствовать установлению мира. Хотя понятно, что на это потребуются годы.

– Но ведь это противоречит тезису о том, что на Украине русская цивилизация сражается с западной, с фашистами.

– Это противоречие есть внутри отдельных приходов, в которых отдельные священники призывают свою паству ехать на Украину и защищать Новороссию. Но это не является официально позицией церкви. Патриарх ведет грамотную линию, согласно которой церковь остается единой для всех противоборствующих сторон. Нельзя добавлять к национальному расколу еще и религиозный.

– А как Вы в целом относитесь к конфликту на Украине?

– Дело в том, что я знаком со многими участниками этого процесса, в том числе с Игорем Стрелковым и Костей Малафеевым. На Крыме нужно было остановиться. Все было сделано быстро и самое главное, в отличие от Донбасса, без большой крови. Затем нужно было сказать «стоп» и переварить эту ситуацию. Восточная Украина – не полуостров, это материковая территория, которая в геополитическом раскладе была обозначена Западом как земля, на которую не стоит лезть. Но после Крыма многие на волне патриотического подъема поехали воевать за Донбасс. Этот процесс был стихийным,неуправляемым. В результате – тысячи жертв, разруха, санкции, кризис.

Серьезные структуры вмешались, когда ситуация стала критической. Потом родились минские соглашения. Идут какие-то процессы, но мне кажется, что полноценного понимания что делать дальше, сейчас нет ни у кого.

– Один из полевых командиров ополчения Алексей Мозговой прославился тем, что запретил женщинам ходить по ресторанам и кафе. То есть потребовал жить по «Домострою».

– Это все полная дребедень. «Домострой» – это ушедшая в прошлое история. Там, например, описывается, как правильно заготавливать лед для погреба или как жена должна запаривать розги, чтобы вечером муж тебя ими выпорол.

И вообще, русский православный человек – это свободный человек. И попробуй нашей женщине что-то запретить. Отправишься запаривать розги. И уже для себя.

Хотя правда в том, что, конечно, нужно воспитывать нравственность, но это касается не только девочек.

– А как Вы относитесь к народному суду, который приговорил насильника к расстрелу?

– Народный суд – это пена, которая соответствует любому военному времени. Если там были преступления, то потом людей, совершивших их, будут, без сомнения, судить. А преступления есть и с той, и с другой стороны, это нужно признать.

И много лжи – как с одной, так и с другой стороны.

– Вы имеете в виду истерию, которую можно наблюдать по ряду телеканалов?

– Эта истерия не просто опасна для сознания, она разрушительна для страны. У людей создается ощущение, что кругом враги. Можно сколько угодно нагнетать истерию по поводу хунты и «бендеровцев», но ближе к разрешению конфликта мы не станем. Наоборот, ситуация будет еще более запутанной. Ведь не мы одни льем этот пропагандистский поток: пропаганду ведут и украинские СМИ, и западные. В итоге вместо примирения мы приходим к еще большему озлоблению.

Русский православный человек – это свободный человек

– Частью этой истерии является тезис о том, что «кто не с нами, тот против нас». Взять, к примеру, травлю Андрея Макаревича…

– Мне очень неприятна ситуация с Макаревичем. Я считаю, что он сделал для нашей страны и культуры очень много. Я могу сказать, что вырос на его песнях. Да, у него есть свой взгляд на мир, который мы относим к правому, либеральному спектру. Но он гражданин своей страны. Он любит нашу Родину, он не собирается никуда уезжать и эмигрировать. Его песни не несут угрозы суверенитету России.

Случай с Макаревичем ясно показывает, как цепко живет в нашем обществе дух несвободы. Этот дух, дух непримиримости, в свое время разрушил Российскую империю, потом – Советский Союз. А сейчас, если не остановиться, может разрушить и нынешнюю Россию.

- Почему?

– Человеку проще не проявлять дарованную ему свободу, не делать выбор между добром и злом, не совершенствоваться. Ему проще встроиться в какой-то общественный мейнстрим, особенно если он окрашен в красивую оболочку патриотизма. На мой взгляд, когда люди кричат: «Выгнать!» или «Запретить!», то в них проявляются самые низменные человеческие чувства. Выбор добра требует усилия, а зло всегда лежит на поверхности.

Ведь казалось бы, все эти кампании остались в большевистском прошлом. А оказалось – нет. От травли Макаревича до условного «37 года» – рукой подать.

Есть здоровый патриотизм, который идет изнутри и строится на достоинстве и сотрудничестве. А есть агрессивный, нервный, который строится на истерике и противостоянии.

Экономически мы сейчас менее живучи: нынешнюю Россию нельзя сравнивать ни с Российской империей, ни с Советским Союзом. Мы прочно сидим на нефтяной игле: достаточно пережать это горлышко, и мы впадаем в панику, если не в транс. Жители моногородов, где закрыты старые советские предприятия, живут за счет пенсий и других социальных выплат. Если поступления в бюджет сократятся, и они перестанут получать эти выплаты, то им просто не на что будет покупать продукты питания. Появятся те же проблемы, что были в 1990-е годы. Здесь очень тонкая грань между тем относительным благополучием, к которому мы привыкли, и хаосом 1990-х годов.

А держать экономически неустойчивую страну можно только репрессивными методами, что мы ,к сожалению, уже проходили.

- Но ведь репрессии приведут к новой волне эмиграции?

- Да, и это самое печальное. Без активной части населения, без активной части бизнеса стране не выжить. Это носители идей, которые помогут сделать нам ту самую модернизацию, о которой так много говорят. Нужно беречь этих людей как зеницу ока. Без активного ведущего слоя, который ценит личную свободу, будет очень сложно. Это касается и бизнес-сообщества.

Вот, например, дело Евтушенкова. Я не очень хорошо знаю историю приватизации «Башнефти», но я точно знаю, что время для этого дела было выбрано крайне неудачное. И это лишь один из симптомов, свидетельствующих об опасной тенденции.

Сейчас уровень доверия бизнеса к власти катастрофически низок. А если нет уверенности в завтрашнем дне, какой дурак будет вкладывать свои или кредитные деньги в развитие.

- И какой выход из этой ситуации?

– Нужен новый общественный договор, способный дать творческий импульс для активной части населения. История перед нами снова ставит старые вопросы: кто мы, что нас объединяет и что нам делать?

Недавно в Москве прошел Всемирный русский народный собор, который был посвящен теме единства страны. В Евангелии очень точно сказано: «Дом, который разделился внутри себя, не устоит». А вокруг чего должно строиться это единство?

На соборе на суд общественности была предложена «Декларация русской идентичности». Она отвечает на простой, казалось бы, вопрос: «А кто такой русский?»

В декларации под ней понимается совокупность связей - генетических, культурных, религиозных, исторических. По отдельности они не являются определяющими: можно, например, говорить по-русски, но не считать себя русским. Но в совокупности они определяют русскую идентичность: я говорю по-русски, мои предки русские, я являюсь православным человеком и я часть истории моей страны.

- Кто-то скажет проще: я русский потому, что русский.

– Пусть так. Но вокруг этого понимания, вокруг понимания своей идентичности уже можно строить государство, выстраивать его шкалу ценностей: степень свободы индивида, степень государственного принуждения, экономический уклад и отношения с внешним миром.

- Какой шкалы ценностей Вы придерживаетесь как глава района?

– Помните фразу из "Сибирского цирюльника": "Он русский – и это многое объясняет". Для русского человека правда и свобода – основные ценности в жизни. Тысячу лет воспитывался русский национальный характер, передаваясь из поколения в поколение. Мы не можем жить по чьим-то правилам. Нам нужна свобода, чтобы жить по своим правилам, основанным на православной вере. Нам нужна правда, чтобы правильно распорядиться своей свободой. Как ориентир в современном мире. Поэтому наше общество никогда не примет тех извращений, которыми поражен западный мир. При всех болезнях нашего народа, мы гораздо их здоровее.

Что касается моей работы, я стараюсь дать коллегам больше свободы и ответственности. Только так может раскрыться их творческий потенциал. Залогом должно служить взаимное доверие в коллективе. Если нет доверия, контроль не поможет. Тогда надо принимать кадровые решения. Любой коллектив создается по крупицам, но результат того стоит. Перед страной стоят очень сложные задачи. И решить их могут только свободные и ответственные граждане.

- Вы верите, что мы их решим?

– Я верю в свой народ и будущее России. Мы – самый пассионарный народ на Земле. Нам надо только поверить в себя, перестать разрушать построенное вчера, создать условия для свободного творчества во всех областях народной жизни, и нас не догонят.

Преподобный Серафим Саровский говорил: "Россия претерпит много бед и ценой великих страданий обретет великую славу!"

Уверен, что это пророчество обязательно сбудется.

Беседовал Андрей Захаров

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34