Законодательное собрание Санкт-Петербурга поддержало во втором чтении законопроект, предусматривающий введение в городе в 2015 году налоговых льгот для бизнеса. Почему такое решение принимается именно сейчас, «Фонтанке» объяснил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
- Георгий Сергеевич, в своем докладе на первом чтении бюджета вы упомянули, что многие в России сейчас стремятся к отмене налоговых льгот. Почему Петербург, наоборот, вводит их?
– Чем труднее время, тем для бизнеса выше ценность государственной поддержки. Мы хотим, чтобы именно сейчас у предпринимателей появились дополнительные стимулы для продолжения инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге. Причем стараемся сделать среду более благоприятной для ведения бизнеса не только за счет налоговых льгот. Льготы – лишь один из сигналов готовности города к переменам. Также мы готовы изменять регламенты принятия решений, упразднять излишние административные процедуры, готовы сопровождать инвесторов на всех этапах реализации проектов, помогать им решать сложные вопросы, находящиеся в компетенции государственных органов.
Власть не имеет права думать вперед только на год-два. Я уже много раз говорил, что сегодня важно не дать повториться инвестиционной паузе 2008 – 2009 годов, когда многие проекты модернизации, расширения или создания новых производств в Петербурге были отложены. Эта волна накрыла город уже в 2013-м и потянула вниз экономические показатели. Чтобы через 5 лет ситуация не повторилась, необходимо сохранить, а еще лучше – увеличить инвестиции в реальный сектор экономики. А проекты, которые будут начаты сейчас, имеют период реализации как раз порядка 5 лет.
- В чем принципиальное отличие новых льгот от уже существующих?
– Главное, что снимаются ограничения по виду деятельности инвесторов. Прежде Петербург предоставлял налоговые льготы только производственным компаниям или отдельным стратегически важным проектам. Кроме того, в 8 раз снижен размер капиталовложений, позволяющий инвестору получить льготу по налогу на имущество. Вводится новый вид льготы по налогу на прибыль – в зависимости от численности работников и уровня заработной платы она может доходить до 13,5%. Для стимулирования строительства появится льгота по налогу на имущество и земельному налогу при осуществлении нового строительства объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга.
- Примерно понятно, что получит бизнес. А как насчет экономики города в целом?
– Мы надеемся, что налоговые стимулы будут способствовать росту заработной платы, сохранению и созданию новых рабочих мест, что должно привести к увеличению потребительской активности петербуржцев и росту платежеспособного спроса. В том числе – на выпускаемую в городе продукцию.
Все вместе это позволяет, во-первых, рассчитывать на рост ВРП Санкт-Петербурга. А во-вторых, в какой-то степени это поможет сдержать рост цен на продукцию и услуги предприятий по всей цепочке создания добавленной стоимости при сохранении доходности акционеров.
- Уже известно, каких доходов недосчитается бюджет Петербурга вследствие ведения льгот?
– К расчетам мы подошли очень ответственно. Размер потенциально выпадающих доходов определяли совместно с представителями ФНС.
По нашим данным, совокупный размер дополнительных налоговых льгот не превысит 1% доходов бюджета. Причем – начиная с 2016 года. Мы планируем, что закон о налоговых льготах вступит в законную силу с 1 января 2015 года, но изменения повлияют на доходы бюджета Санкт-Петербурга только в 2016 году. При этом уже в 2015 году мы рассчитываем увеличить доходы бюджета за счет появления новых объектов недвижимости, увеличивающих базу по налогу на имущество, и за счет увеличения заработных плат и, как следствие, налога на доходы физических лиц.
Что касается налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, то ее увеличение за счет стимулирования инвестиционной деятельности город ощутит не ранее 2017 года.
- На какой бизнес нацелены льготы, кто является их адресатом?
– Наиболее интересны новые льготы будут финансовым институтам (банкам и инвестиционным компаниям), управляющим и консалтинговым компаниям, так как до настоящего времени они не имели возможности пользоваться ни одной из налоговых льгот. Даже если серьезно вкладывались в развитие бизнеса на территории Петербурга.
Новые льготы должны заинтересовать крупные региональные промышленные группы, план развития которых предполагает открытие центрального офиса продаж или управления в столичном городе. Однозначно выиграют производители, намеревавшиеся расширять производство или делать другие капитальные вложения в размере 300 – 500 миллионов рублей. Льготы по земельному налогу могут повысить активность девелоперов.
Средний бизнес получит возможность получать льготу по налогу на имущество при модернизации производства и приобретению производственного оборудования стоимостью более 50 миллионов рублей и льготу по земельному налогу при осуществлении капитальных вложений в объекты основных средств стоимостью более 100 миллионов рублей. Мы думаем, что у предприятий, которые занимаются инженерными разработками, научно-исследовательской или архитектурно-проектной деятельностью, появится смысл открывать в Санкт-Петербурге единые центры обслуживания и центры оказания услуг с высокой добавленной стоимостью.
- Сколько компаний, уже представленных на рынке Петербурга, смогут воспользоваться новыми льготами?
– По нашим расчетам, порядка 500 компаний. Сейчас налоговые льготы в Петербурге получают в 10 раз меньше компаний – около 50.
- Анонсируя новые налоговые льготы, вы заявили, что одновременно в Петербурге будет вводиться новая методика оценки эффективности льгот. Когда можно будет с ней ознакомиться?
– До конца 2014 года мы планируем разработать и утвердить такую методику. Она коснется не только действующих, но и предлагаемых к введению на территории Санкт-Петербурга налоговых льгот по налогам, зачисляемым в бюджет Санкт-Петербурга. Неэффективные льготы будут упраздняться или заменяться другими льготами. При этом предусмотрен трехлетний мораторий на внесение изменений в городской Закон о налоговых льготах. Таким образом, инвесторы будут заблаговременно проинформированы о планируемых переменах и смогут при необходимости корректировать свои инвестиционные планы.
- Означает ли введение новых налоговых льгот, что уже реализуемые в городе меры стимулирования экономики не дают ожидаемого результата и будут сворачиваться?
– Ни в коем случае. В нынешней ситуации нельзя пользоваться только одним инструментом. Мы не можем повлиять на новые реалии – курс валют, ликвидность и доступность кредитных ресурсов, дефицит федерального бюджета. Но мы можем понять, что именно тормозит сегодня развитие петербургских предприятий. И реализовать комплекс мер экономической поддержки в тех областях, которые являются критичными для экономической стабильности города.
Помимо налоговых льгот, такими мерами являются субсидирование процентной ставки по кредитам для малого и среднего предпринимательства, субсидирование затрат на лизинг производственного оборудования. Другой мерой поддержки является включение петербургских предприятий в систему государственных закупок. Все эти вопросы не только ставятся, но и уже решаются в нашем городе.
- Как вы оцениваете результаты работы над организационными мерами поддержки бизнеса – снижения так называемых административных барьеров?
– Сейчас заканчивается разработка новых законотворческих и управленческих инициатив, которые позволят нам уже в 2015 году ввести в Петербурге новые механизмы регулирования. Например, есть реальная возможность сократить сроки получения разрешения на строительство в Петербурге с 361 дня до 130 дней, а срок подключения потребителей к энергосети — с 238 до 45 дней.
Вообще я хочу заметить, что даже первые шаги города в этом направлении дают положительные результаты. Например, как вы знаете, совсем недавно Россия улучшила свои позиции в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Во многом это произошло потому, что раньше при расчетах позиции страны во внимание принималась только Москва, а теперь анализируются и Москва, и Петербург. Эксперты говорят, что Петербург прибавил России очков по ряду показателей. В том числе – по легкости получения разрешения на строительство.
- Способны ли новые налоговые льготы повысить инвестиционную привлекательность Петербурга? На последнем Петербургском экономическом форуме наш город не был назван в числе российских лидеров по инвестиционному климату…
– Рейтинги предполагают более комплексный подход. Налоговые льготы – всего лишь один из многих критериев оценки. Кроме того, в рейтингах налоговые льготы оцениваются с других позиций. Доступность для инвесторов и прозрачность получения значат больше, чем цели их введения и процент снижения налогов.
Повышение инвестиционной привлекательности Петербурга – очень важная, но немного другая задача. Город сейчас активно работает над внедрением Регионального инвестиционного стандарта. Группа федеральных экспертов уже подтвердила выполнение 10 из 15 требований стандарта. До 1 декабря 2014 года планируем получить подтверждение о выполнении оставшихся требований. В частности, на рассмотрение экспертной группы поступит Инвестиционная стратегия Санкт-Петербурга и Регламент сопровождения инвестиционных проектов.
Надеюсь, все эти изменения будут позитивно оценены предпринимательским сообществом, что повлияет на рост инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга и позволит в непростое время привлекать новые инвестиции в экономику города.
"Фонтанка.ру"