Северо-Западное таможенное управление опубликовало отчет по внешней торговле Петербурга в третьем квартале 2014 года, когда уже действовало продуктовое эмбарго. Как следует из него, мясо нам теперь поставляют страны Латинской Америки, Китай и Сербия, рыбу – Исландия, Фарерские острова, Чили и Эквадор, фрукты – ЮАР, та же Сербия, Македония и Турция. «Фонтанка» поставила гастрономические флажки на географической карте мира.
Северо-Западное таможенное управление подготовило отчет о внешней торговле Петербурга за третий квартал 2014 года, в который входят два месяца торгового эмбарго – август и сентябрь. Он фиксирует резкое падение импорта продовольствия после введения контрсанкций в отношении ЕС, США, Канады и Австралии: так, ввоз мяса снизился на 20%, рыбы – на 24%, молочных продуктов – на 23%. В общей сложности импорт продуктов за девять месяцев 2014 года упал по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 13,2% и составил 4,8 млрд долларов против 5,6 млрд. Отметим, что часть продукции проходит через наш город транзитом, не попадая на прилавки.
Мясо
Так, если за первое полугодие Канада поставила в Петербург мяса на 65,2 млн долларов, то за третий квартал – а точнее, в течение июля и первой недели августа – на 21,3 млн. В основном из этой североамериканской страны везли свинину. В свою очередь, Австралия за девять месяцев ввезла говядины и другого мяса на 4 млн долларов, из них в третьем квартале – только на 600 тысяч. США поставили в 2014 году в Петербург окорочков на 40 млн долларов (за июль и начало августа – на 14,2 млн).
Как и ожидалось, основным поставщиком мяса в Петербург стали страны Латинской Америки. Так, импорт говядины, свинины и курятины из Бразилии вырос в третьем квартале в стоимостном выражении на 179 млн долларов – это практически столько же, сколько было ввезено за первое полугодие (199 млн). Аналогичная ситуация наблюдается по поставкам из Аргентины, Уругвая, Парагвая и Чили: за три месяца они ввезли в Петербург почти такое же количество мяса, как за январь – июнь. Аргентина: 32,4 млн долларов – третий квартал, 40 млн – первое полугодие. Уругвай: 18,3 млн против таких же 18 млн до введения контрсанкций. Парагвай: 60,8 млн против 88 млн. Чили: 9,9 млн против 6,7.
Кроме того, в Петербурге появилось китайское мясо на общую сумму в 1,9 млн долларов (в первом полугодии этого вида продовольствия из Поднебесной не поставляли). Однако, скорее всего, речь идет о мясе кроликов – единственном, которое можно было ввозить в Россию из Китая до последнего времени. В августе Россельхознадзор снял запрет с поставок китайской свинины, действовавший с 2004 года, но первая легальная партия в 800 тонн пересекла границу РФ только в октябре. Наконец, существенно увеличила поставки мяса Сербия: 4,8 млн против 4,3 млн за январь – июнь. Напомним, что недавно власти ЕС потребовали от Сербии присоединиться к санкциям в отношении России, однако славянская республика пока отказывается сделать это.
Рыба
Основным импортером рыбы в Петербург была Норвегия: объем поставок за первое полугодие – 205 млн долларов. За июль и первую неделю августа норвежцы успели завезти форели и лосося на 40 млн, после чего вступили в силу контрсанкции. Вторым крупным поставщиком, чьей рыбы мы теперь не увидим, была Канада: до ограничения в Петербург из этой страны поступило рыбной продукции на 32 млн долларов.
Чили теперь – крупнейший импортер, который нарастил поставки в стоимостном выражении на 35 млн долларов (январь – июнь – 48 млн долларов). Впрочем, нужно отметить, что норвежские предприятия все равно не ушли с российского рынка: компания Cermaq имеет «дочку» в Чили, а Marine Harvest намерена приобрести обанкротившееся предприятие из этой латиноамериканской страны.
Исландия, которая благоразумно не стала присоединяться к санкциям, увеличила импорт рыбы в Петербург почти на 100%: стоимость рыбной продукции, привезенной в третьем квартале из этой страны, составила 28 млн долларов против 32 млн в первом полугодии. Фарерские острова, которые являются датской автономией, но не входят в ЕС, и вовсе нарастили поставки лососевых и форели с 8,1 млн до 24 млн. Кроме того, после введения санкций нам привезли рыбу из другой автономной территории Дании – из Гренландии – на 424 тысячи долларов.
Наконец, поставки рыбной продукции увеличила Новая Зеландия (2,3 млн против 3 млн в первом полугодии), Таиланд (700 тысяч против 1 млн), Турция (2,2 млн против 2,9 млн) и даже Эквадор (2,7 млн против 1,6 млн).
Фрукты и овощи
Из стран, попавших под торговое эмбарго, крупнейшим поставщиком фруктов Петербургу была Испания: объем импорта до введения контрсанкций – около 60 млн долларов. Нидерланды ввезли яблок, груш, винограда и других фруктов примерно на 18 млн, Бельгия – на 45 млн, Греция – на 33 млн, Польша – на 39,6 млн. Что касается овощей, то, например, из Голландии их привезли на 73 млн, Испании – на 26,4 млн, Польши – на 14 млн.
Теперь значительную часть этого объема приняла на себя ЮАР, которая за три месяца поставила в Петербург фруктов на 55 млн долларов – на 9 млн больше, чем за все первое полугодие. Отметим, что Южно-Африканская республика является крупным производителем апельсинов, винограда, яблок, а также всевозможных экзотических фруктов. Сербия нарастила поставки яблок, груш, нектаринов и персиков: объем импорта за три месяца – 15 млн долларов против 12 млн за полугодие. А соседняя Македония поставила фруктов в пять раз больше, чем за первое полугодие 2014 года: 2,5 млн долларов против 500 тысяч.
Кроме того, увеличился импорт фруктов из Турции (6 млн долларов за 3 месяца против 9,3 за полгода), Уругвая (3 млн против 3,3 млн) и даже Вьетнама, откуда привозятся манго, грейпфруты и т.п. (2,8 млн против 2,4). Новые поставщики овощей будут понятны уже по итогам четвертого квартала, так как в третьем на прилавках была представлена в основном сезонная отечественная продукция. Импортерами из дальнего зарубежья, не попавшими под санкции, являются Турция (объем поставок за девять месяцев – 3 млн долларов), Израиль (24 млн долларов) и Египет (23 млн).
Молочная продукция
Основным поставщиком молочной продукции была Финляндия: объем импорта до введения санкций – 213 млн долларов. Литва ввезла в 2014 году сыров, молока и сметаны на 24 млн, Латвия – на 6,8 млн. Кроме того, через Петербург шли поставки из Германии (23,6 млн долларов), Дании (68,8 млн) и Голландии (30,2 млн).
Заменить эти объемы продукцией других стран дальнего зарубежья пока не удается: по данным СЗТУ, в целом в регионе импорт молочной продукции с августа по конец октября сократился в 4,8 раза (с 74,5 тысячи тонн до 15,4 тысячи). Сербия в третьем квартале увеличила поставки на 800 тысяч долларов против 1,6 млн за первое полугодие, а Уругвай, где, в том числе, делают пармезан и моцареллу, – на 6 млн (против 14,7 млн за полугодие). Существенно нарастила поставки Беларусь: по данным СЗТУ, только в августе в наш регион было ввезено в два раза больше молочной продукции, чем в августе 2013 года (с 4,7 до 9 тысяч тонн). Аналогичная ситуация и по овощам: здесь увеличение – 2,5 раза (с 1,7 до 4,3 тысячи тонн). Отметим, что объем продукции, ввезенной из Беларуси, определяется по статистическим формам, которые заполняют сами поставщики, а не по данным таможенных постов.
Впрочем, реальные поставки из Беларуси, скорее всего, гораздо выше: во-первых, далеко не все импортеры сдают необходимые отчеты. Во-вторых, часть товара, в первую очередь мяса, ввозится из соседней страны нелегально – либо в обход существующих фитосанитарных постов, либо под видом груза, который следует в Казахстан. При этом часто речь идет о реэкспорте продукции из стран ЕС, попавшей под санкции.
Ленинградская область
Если говорить о производителях Ленинградской области, то, как следует из статистики Петростата, на 1 ноября они отгрузили на 49,8% больше картофеля, чем в 2013 году (7,7 тысячи тонн), хотя в этом году урожай на 0,5% меньше. Поставки овощей увеличились на 7,3% (23,5 тысячи тонн), свинины – на 35,5% (3,3 тысячи тонн), молока – на 7,6% (42 тысячи тонн). При этом падение фиксируется в выпуске говядины (минус 10,2%) и птицы (минус 0,3%).
Андрей Захаров,«Фонтанка.ру»