Концерн General Motors объявил, что начнет следующий календарный год в России с запуска производства двух новых моделей на петербургском заводе. Компания собирается выпускать методом крупноузловой сборки новейшие модификации внедорожников премиум-класса Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe. Эксперты считают, что производство этих моделей не сможет существенно улучшить положение компании на рынке. Однако позволит загрузить свободные рабочие руки на предприятии. И окончательно развеять слухи о закрытии автозавода в Шушарах.
Слухи о скоропостижном закрытии автозавода General Motors не оправдались. Следующий год предприятие начнет с пополнения производственной линейки двумя новыми моделями. Как сообщили в пресс-службе представительства корпорации в России, автозавод в Шушарах начнет выпуск новейших модификаций статусного внедорожника Cadillac Escalade 2015 и полноприводного Chevrolet Tahoe. На данный момент этих моделей еще нет в продаже.
О введении новых моделей в производство компания объявила сегодня в ходе дилерской конференции. Цена базовой комплектации Escalade будет начинаться от 3,5 млн рублей. Цена на Tahoe в комплектации LT составит 2,846 млн рублей. Комплектация LTZ «потянет» на 3 миллиона.
Компания не разглашает планируемые объемы производства – они будут зависеть от спроса. Обе модели будут собирать методом крупноузловой сборки.
Пресс-секретарь российского представительства компании Сергей Лепнухов заявил, что компания делает «все для максимально эффективного использования производственных мощностей» автозавода в Петербурге. Комментировать предполагаемое увеличение или уменьшение численности персонала на предприятии в пресс-службе отказались. Но возможность скорого закрытия автозавода категорически отрицают.
Автозавод General Motors в данный момент является наименее успешным предприятием в автокластере Петербурга. В сентябре на предприятии сообщили о сокращениях четверти персонала. Работы лишилось порядка 500 человек. В октябре компания перешла на работу в одну смену. По итогам первых девяти месяцев 2014 года General Motors смог продать в России 138 тысяч автомобилей, что на 27% меньше, чем за тот же период прошлого года, когда компании удалось реализовать 189 единиц. За третий квартал в России купили 39 тысяч машин концерна, что на 43% меньше, чем в третьем квартале прошлого года. По итогам третьего квартала доля GM на российском рынке упала до 6,9%. Год назад концерн занимал почти десятую долю рынка – 9,4%.
По результатам периода компания признала убыток в размере 194 миллионов долларов от обесценивания производственных и нематериальных активов в России. Был учтен и эффект падения рубля по отношению к доллару.
Руководитель отдела маркетинга крупнейшего автодилера Chevrolet и Cadillac в Петербурге ГК «Лаура» Сергей Новосельский отмечает, что модели, которые GM запустит со следующего года, пользуются спросом на рынке. Однако серьезного прироста объемов продаж и производства заводу в Шушарах этот шаг не принесет. «Весной продажи Tachoe составляли всего 1% от продаж Chevrolet. Это капля в море в сравнении с тем же Chevrolet Cruze, занимающим 30% от продаж компании», – сказал представитель автодилера.
При этом производство модели в Петербурге, в непосредственной близости от основных рынков сбыта, должно быть выгоднее, чем сборка в Калининграде, практикуемая сегодня. «Руководством GM вряд ли делается ставка на серьезное снижение цены. Валютная нестабильность не позволит сыграть на этом факторе. Зато существенно снижаются сроки доставки автомобиля. Модели находятся в том ценовом сегменте, где покупатель требователен к срокам», – сказал Новосельский.
Автоэксперт Вадим Вересов уверен, что при текущем уровне существенно поднять продажи модели в компании не смогут. Они находятся в слишком высоком ценовом сегменте, а перспективы продаж внедорожников в России сейчас более чем туманны. «На один проданный Chevrolet Aveo приходится примерно 0,1 Chevrolet Tahoe. Основой продаж компании являются бюджетные модели, и пока показатели по ним не выправятся, GM не сможет существенно исправить свои финансовые показатели в России», – считает эксперт.
По словам Вересова, крупноузловую сборку иномарок в России сложно назвать полноценным производством: в страну ввозятся готовые детали, которые по таможне проходят как запчасти. После чего на заводах из них собирают готовый автомобиль. Таким образом компании могут экономить на таможенном сборе.
«Основной предпосылкой запуска новых моделей может быть желание загрузить свободные рабочие руки, появившиеся в результате снижения продаж и объемов производства. К тому же простаивает производственная инфраструктура, а она затратна с точки зрения содержания, компания вынуждена выплачивать с нее налоги. Это может быть и грамотный PR-ход – GM делает несостоятельной версию о скором закрытии петербургского завода», – предположил Вадим Вересов.
Некоторые эксперты высказывают мнения, что в условиях экономической стагнации запускать модели эконом-класса не имеет смысла. Потребители автомобилей этого сегмента вынуждены отказываться от покупки. В таких условиях основными покупателями новых авто становятся зажиточные слои населения, на которых экономические проблемы сказываются в гораздо меньшей степени.