Почти 50 миллионов рублей, творческая востребованность в течение года и благословение патриарха Кирилла ожидают победителя конкурса, объявленного Минкультом. Итоги подведут через пару недель, но продюсерские центры не спешат подавать заявку на организацию фестиваля «Академия православной музыки». Изучив техзадание, «Фонтанка» нашла единственную в России компанию, строго подпадающую под условия контракта.
К концу ноября Министерство культуры России подведет итоги конкурса на организацию и проведение международного фестиваля «Академия православной музыки» (АПМ) в 2015 году. Ориентирован он на популяризацию религиозного пения, приобщение народа к музыкальной духовности, возрождение древнерусского культурного наследия, естественное воспитание патриотизма. На эти благие цели государство выделяет 49 млн рублей, 20 из которых будут выплачены в этом году. Пользуется «Академия» и нематериальной поддержкой – ее благословил патриарх Кирилл, а под патронаж взяла администрация президента РФ. Мероприятия должны пройти в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и на острове Валаам с января по октябрь 2015-го.
Однако ажиотажа среди продюсерских центров, специализирующихся на музыкальных фестивалях, объявление конкурса не вызвало. В двух организациях «Фонтанке» не стали отвечать на вопросы прямо, а порекомендовали вчитаться в конкурсную документацию. «Если вы найдете в России компаний больше, чем одну, способных выполнить требования Минкульта за столь короткий срок, снимем шляпу», – примерно одинакового содержания был ответ.
Техническая часть документации госзаказа и вправду ставит перед участниками конкурса специфические задачи. «Академия православной музыки» должна включать 7 Великопостных концертов, конкурс композиторов духовной музыки «Роман Сладкопевец» и обучение в «Летней школе Академии православной музыки» на Валааме. Цифры и задания предельно конкретны. Минкульт требует провести 78 мероприятий, собрать зрительскую аудиторию 55 тыс. человек, обеспечить участие не меньше 29 светских и церковных хоров (14 из Сербии, Австрии, Беларуси, Грузии, Греции, Румынии и Украины и 15 российских) общей численностью 1250 певцов. В консультационном и экспертном совете должно быть не меньше 18 ведущих российских и зарубежных специалистов древнерусского и византийского пения и православной культуры. У участников должны быть следующие наработки – не менее 10 тысяч листов методических материалов к Летней школе, не менее 250 листов методики и 3000 листов нотного материала – к «Роману Сладкопевцу», а также не менее 8 листов текста либретто оперы «Сказание о Петре и Февронии Муромских».
Кроме того, победитель конкурса обязан обеспечить информационную поддержку сайта choirfestival.ru. Домен, как выяснила «Фонтанка», создан 30 октября 2007 года, зарегистрирован на сотрудницу Санкт-Петербургской консерватории Любовь Красносельскую, не является официальным сайтом музыкального фестиваля «Академия православной музыки» и, в первую очередь, значится визитной интернет-карточкой другого мероприятия – Международного хорового фестиваля в Санкт-Петербурге.
Столь же необычной «Фонтанке» и ее собеседникам из продюсерских центров показалась афиша на сайте БКЗ «Октябрьский» с анонсом "Крещенских вечеров" 17-18 января 2015 года. Они, точь-в-точь как и запланированная «Академия православной музыки», посвящены 1000-летию памяти князя Владимира. В прошлом году в БКЗ прошли аналогичные "Крещенские вечера", причем в рамках «Академии православной музыки» (в Интернете предлагаются DVD с записью прошлогодних концертов за 350 рублей штука. – Прим. ред.).
В афише БКЗ указаны и организаторы предстоящих концертов: «Фонд «Общество возрождения художественной Руси 1915» и Международный фестиваль «Академия православной музыки» представляют просветительский проект «Крещенские вечера».
Получается, победителя конкурса на проведение АПМ-2015 еще нет, а мероприятие в ее рамках уже назначено, билеты реализуются по цене 600-3500 рублей и большинство уже раскуплено. «Октябрьский» вмещает 3727 человек, в свободной продаже остались чуть более чем по тысяче билетов на каждый концерт.
«Общество возрождения художественной Руси-2015» создала Наталья Орлова, известный деятель культуры, менеджер и продюсер. Общественность может помнить ее по скандалу национального масштаба весной 2006 года. Орлова в качестве директора Театра оперы и балета при Санкт-Петербургской консерватории пошла на прямую конфронтацию с ректором Консерватории Александром Чайковским, желавшим вернуть театр под свою юрисдикцию и тем самым лишить финансовой самостоятельности. Орлова в ответ спровоцировала проверку Госпожнадзора, на время закрывшего Консерваторию.
В августе 2006-го правительство России разрешило имущественный спор, присоединив театр к Консерватории в качестве структурного подразделения. Наталья Ильинична вскоре уволилась, занялась индивидуальной коммерческой деятельностью и, судя по всему, наладила неплохие отношения с Минкультом. В 2012 году, например, состоялся грандиозный гала-концерт «Три века петербургского балета» в честь 275-летия Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Режиссером-постановщиком выступал бывший советник президента РФ по культуре Юрий Лаптев, генеральным продюсером – Наталья Орлова. В феврале этого года ее «Общество возрождения…» получило от Минкульта 51 млн рублей в качестве субсидии из федерального бюджета на 8-й международный хоровой фестиваль в Петербурге, посвященный Дню России, и сайт которого choirfestival.ru должен информационно обеспечивать победитель конкурса на проведение фестиваля «Академия православной музыки».
Наталья Ильинична заверила «Фонтанку», что «Крещенские вечера» пройдут вне АПМ. «Я их организую как индивидуальный предприниматель, за свой счет. Как же концерты могут проходить в рамках фестиваля, если еще конкурс не прошел?» – удивилась женщина.
По словам продюсера, документы госзаказа она видела, ознакомлена, но участвовать еще не решилась.
– Заявку не подавала. Хотя могу сказать, что 49 миллионов на требуемые мероприятия недостаточно.
Представители продюсерских центров, скептически отнесшиеся к техническому заданию, вероятно, имели в виду Наталью Ильиничну. Дело в том, что именно она создала «Летнюю школу Академии православной музыки» на Валааме, два года подряд организует конкурс композиторов «Роман Сладкопевец», стояла у истоков «Великопостных концертов» – то есть все то, чего хочет Минкульт.
Орлова не стала отрицать, что и сам бренд «Академия православной музыки» придуман и продвинут ею. Более того, одноименный музыкальный фестиваль проводится с 2009 года и как минимум с 2012-го финансируется государством по линии Минкульта. В 2012, 2013 и 2014 годах министерство объявляло конкурсы и признавало их несостоявшимися, так как подавалась только одна заявка – обществом с ограниченной ответственностью «Орфей», которое возглавляет Орлова. Несмотря на отмену конкурсов, госконтракты на 59,5 млн (2012), 54,5 млн (2013) и 50 млн (2014) заключались как с единственным участником. Отметим, что в 2012 году денежные средства на АПМ выделялись как на мероприятие для детей и молодежи.
Глава петербургского отделения «Фонда борьбы с коррупцией» Дмитрий Сухарев нашел государственный заказ довольно странным: «По меньшей мере, на первый взгляд конкурс кажется «заточенным» под определенного подрядчика. Думаю, это повод для проверки Федеральной антимонопольной службой».
От Министерства культуры за заключение контракта отвечает начальник отдела координации творческих программ Департамента господдержки искусства и народного творчества Алеся Махмутова. По ее словам, требования к организаторам «Академии православной музыки» не создают конкурентных преимуществ Наталье Орловой.
– Мы ни в чем не ограничиваем потенциальных участников. Просто у нас есть точное понимание, что мы хотим финансировать. Мы хотим видеть в программе то же самое, что было и раньше. Требования кажутся неисполнимыми? Не участвуйте. Да, есть Летняя школа. Значит, договаривайтесь с ее создателем (Орлова. – Прим. ред.) или альтернативную школу создавайте, выходите на настоятеля Валаама. Ничего «заточенного» на конкретную фирму в техническом задании нет. Хотите участвовать – пожалуйста. Другой вопрос – как вы потом все это выполнять будете.
Добавим, что заказчик не видит будущий фестиваль без оперы «Сказание о Петре и Февронии Муромских» и требует от участников конкурса текст либретто не менее чем на 8 листах. «Фонтанка» подсказывает, где его добыть. Фрагменты этого произведения в исполнении хора Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории с уже написанным либретто представляли в рамках «Академии православной музыки-2014».
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»