Первые итоги программы утилизации автохлама вдохновили Минпромторг на продление господдержки еще на три года. Кабмин пока только думает над предложением, однако петербургские производители ждут результат без воодушевления. За два месяца эксперимента продажи не показали серьезного роста. Скидка в 50 тысяч рублей на руку в основном производителям дешевых автомобилей. В Петербурге таких моделей три: Hyundai Solaris, Kia Rio и Ford Focus. Их участие в программе замедлит спад городского автопроизводства на 0,2-0,3%.
Петербургские результаты утилизации
Петербургские автопромышленники не горят желанием предавать огласке предварительные итоги участия в федеральной программе обновления автопарка. Однако отдельные предприятия первых результатов не стесняются. Петербургский автозавод Hyundai, присоединившийся к программе 17 сентября, успел продать 3,5 тыс. автомобилей Hyundai Solaris и 2 тыс. Kia Rio, рассказала «Фонтанке» пресс-секретарь завода Мария Мальцева. Сентябрьские продажи Solaris по итогам сентября составили 10 001 автомобиль, октябрьские достигли 10 569 машин. Таким образом, доля утилизационных продаж Solaris за первые осенние месяцы составила 17%.
Продажи Kia Rio чуть скромнее. В сентябре 6384 автомобиля, в августе – 7100 автомобилей. Государство восполнит производителю расходы на скидки по 14,8% проданных моделей.
Утилизационные продажи автомобилей Ford, произведенных во Всеволожске, высчитать сложно – российское представительство не ведет подсчетов по отдельным заводам. Но во всероссийском масштабе за октябрь продано 2583 автомобиля, или 50% от всех продаж компании за период (5166 машин в октябре). За два осенних месяца с правительственной скидкой продано 4500 авто. То есть в сентябре потребители купили 1917 автомобилей американского производителя. Для сравнения: за тот же месяц в Петербурге продано почти в два раза меньше автомобилей Ford – 1109.
Остальные производители своих результатов не раскрывают. В пресс-службе представительства Toyota в России рассказали лишь, что действие программы распространяется только на модель Camry, субсидируемые властями продажи составляют незначительную долю – меньше 10%. Из этого числа большим спросом пользуется программа обмена (trade-in) – 95%. Утилизационная программа занимает в продажах Toyota всего 5%. Компания включилась в инициативу Минпромторга 1 октября. Участвовать планируют до конца года.
Nissan также не раскрывает региональные данные, но по России было продано более 3 тыс. автомобилей компании. Компания приняла решение продлить программу до 30 ноября. Пресс-служба GM результаты действия программы не раскрывает.
Продолжение следует
Вчера федеральные СМИ сообщили, что Минпромторг внес в правительство предложение продлить программу утилизации на три года. Точные параметры пока не разглашаются, по всей вероятности, инициатива будет обсуждена с участием Дмитрия Медведева уже в
этом месяце. В условиях бюджетного дефицита и сокращения всех «лишних» государственных трат решение выделить субсидии будет скорее исключением из наметившегося тренда сокращения расходов.
В этом году правительственная программа обновления российского автопарка стартовала 1 сентября и продлится до конца года. Участвовать в программе могут компании, собирающие автомобили в России. Мера призвана поддержать падающие объемы промышленного производства, в частности, автопрома, продажи продукции которого падают весь год.
Ситуацию для производителей усугубило крушение рубля, подешевевшего с начала года почти в полтора раза. Ни одна модель, собираемая в Петербурге, не может похвастаться даже 50% локализации – комплектующими, производящимися непосредственно на месте выпуска автомобиля. К показателю приблизилась только модель Solaris, которую собирают на петербургском заводе Hyundai. Уровень ее локализации равен 47%. Остальные комплектующие для сборки предприятие завозит из-за рубежа. У прочих заводов объемы ввозных деталей и вовсе зашкаливают. Например, X-Trail и Teana с автозавода Nissan произведены в Петербурге на 34%. Комплектующие к Toyota Camry ввозятся на территорию России практически в полном объеме – ее локализация всего 15%. Показатель производящихся на автозаводе Ford во Всеволожске Mondeo и Focus – 10% и 30% соответственно.
При таком раскладе цены на готовые автомобили не могли не подняться. Себестоимость производства выросла вместе с взлетевшими долларом и евро из-за необходимости закупать большое количество комплектующих в валюте за рубежом.
К августу, когда продажи новых автомобилей по России сократились по сравнению с 2013 годом на 10,5%, решено было выделить на спасение автопрома 10 млрд рублей. Эта сумма должна до конца года простимулировать продажи 170 тыс. автомобилей.
Как пояснили в Минпромторге, программа обновления автопарка стартовала после согласования условий с российскими производителями. До конца года клиенты могут купить новое авто у дилеров со скидкой за счет завода-производителя. Субсидии будут предоставлены заводам в конце года после корректировок федерального бюджета.
Клиентам предлагается два варианта получения скидки. Первый – сдать автомобиль по обмену. Для этого покупатель должен предоставить оригинал паспорта технического средства и свидетельство о его регистрации. В этом случае скидка по программе составит 40 тыс. рублей. Второй вариант – собственно утилизация, по которой производитель «скидывает» 50 тыс. рублей. Ради дополнительных 10 тыс. рублей скидки автовладельцу придется попотеть: в ГИБДД необходимо снять машину с учета в связи с утилизацией, заполнить у дилера заявку на покупку автомобиля по новой программе, утилизировать автомобиль, после чего предоставить дилеру подтверждающие документы.
Стимул для бедных
По оценке генерального директора «Auto-Dealer-СПб» Михаила Чаплыгина, в сентябре-октябре по программе обновления автопарка в Петербурге продано 5-6 тыс. автомобилей. «Программа утилизации рассчитана в основном на потребителей сегмента lowcost, поэтому наибольшую выгоду от программы получают российские бренды, такие как ВАЗ, УАЗ. Прицепом идут дешевые иностранные модели: Hyundai Solaris, Kia Rio, Ford Focus. Как правило, на утилизацию сдаются очень старые автомобили, которые уже нельзя продать.
Несмотря на это, госпрограмма все же стимулирует продажи, иначе производители не просили бы ее введения и продления. Синергия достигается в основном благодаря выходу программы на экраны ТВ и в СМИ – значительная часть людей не вникает в условия программы и 50 тыс. рублей кажется им значительной скидкой. Хотя к правительственной скидке добавляются скидки автопроизводителей, которые могут достигать 100 тыс. рублей и больше», – объяснил Чаплыгин.
Эксперт добавил, что обновление автопарка идет медленнее, чем в 2009 году, когда к скидкам на продажу добавлялись льготные условия по автокредиту.
Глава аналитической службы ИК «Доходъ» Всеволод Лобов уверен, что утилизация остановит падение промпроизводства в Петербурге на 0,2-0,3%. Серьезно повлиять на ситуацию не удастся – по итогам сентября индекс промышленного производства Петербурга снизился на 8,3% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
Государственные субсидии по утилизации впервые вводились в Европе и США как антикризисная мера. Программа не требуется во время экономического подъема, но в ходе стагнации полезна: при торможении экономики главное – правильно увеличить расходы. Развитие автомобильной промышленности серьезно стимулирует смежные сферы экономики. Кроме того, создает рабочие места, а вместе с ними и потребительский спрос, который опять же разгоняет экономику.
И если утилизация не способна существенно повлиять на городскую экономику, то выгода производителей автомобилей очевидна. За позапрошлый месяц продажи в Петербурге после летнего падения начали расти, причем сразу на четверть – на 23% по сравнению с августом. Хотя результаты сентября прошлого года все же лучше. Машин в городе тогда было продано больше на 8%.
Герман Костринский,
«Фонтанка.ру»