Городской парламент неожиданно решил поддержать российских журналистов в их борьбе с обнаглевшими чиновниками, которые пытаются улизнуть от ответов на неудобные вопросы. Депутаты приняли в первом чтении федеральную инициативу эсера Марины Шишкиной о том, чтобы считать официальным запросом электронные письма, а не только бумажные обращения и звонки. Таким образом, ЗакС пошел против Госдумы — пока она только осложняет работу российским СМИ, наши депутаты, как самые демократичные, ее упрощают. Разве что Виталий Милонов боится, что «либеральные газетенки» забросают чиновников «миллиардами запросов».
Депутаты городского парламента в первом чтении приняли законопроект Марины Шишкиной о том, чтобы признать официальным запросом журналиста электронные письма и факсы. Сейчас по закону о СМИ такими признают либо устный вопрос, либо обычное письмо. Кроме того, компании и органы госвласти будут обязаны отвечать на такое обращение, используя всемирную сеть. «Время не стоит на месте. Когда принимался наш Закон о СМИ, еще не были развиты такие системы коммуникации, как Интернет, факсы. Теперь требуется внести определенные поправки», – заявила автор инициативы с трибуны. «Эта инициатива на этапе разработки была поддержана Союзом журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также комитетом по печати. Я рада, что журналистское сообщество услышано петербургскими депутатами. Наверное, это первая за последнее время поправка в закон о СМИ, которая не затрудняет работу журналистов, а делает ее удобнее», – подчеркнула Шишкина.
В практике почти каждого журналиста был случай, когда юридической лакуной с электронной почтой пользовались недобросовестные органы госвласти. Обежав парламентский пул, «Фонтанка» собрала примеры: комитет отказывался присуждать электронным письмам входящий номер, что позволяло игнорировать запросы в течение месяца. Помогла настырность журналиста и звонок в аппарат губернатора. Пресс-служба еще одного комитета в течение трех недель делала вид, что письмо потерялось в ворохе спама. Автор этих строк как-то был вынужден физически донести запрос до комитета по информатизации и связи — там отказывались признавать запросом электронное письмо, требуя предоставить вопросы «на бумажном носителе». Ответа не было и через месяц. Когда корреспондент позвонил в ведомство, секретарь сообщила, что ответы подготовили и отправили... «Почтой России». «Видимо, потеряли. Вы напишите новый запрос, мы снова ответим», – посоветовали журналисту.
Главный редактор «Новой газеты в Петербурге» Диана Качалова назвала законопроект «замечательной инициативой»: «Во-первых, надо учитывать, как работает «Почта России». Даже если нам отвечают в срок, они приходят, либо когда тема «протухла», либо когда проблему уже не решить. Другое дело, что даже обязанность отвечать по электронной почте не страхует нас от того, что чиновники будут присылать чистые отписки. Вот если бы можно было заставить их отвечать по существу», – мечтательно заявила она.
Коллегу поддержал и главный редактор "Коммерсанта" в Петербурге Андрей Ершов: «Надеюсь, документ оперативно пройдет два чтения в нашем парламенте и будет одобрен Госдумой. И это будет первым шагом на пути улучшения законодательства о СМИ». По его словам, журналисты экономического издания также сталкивались со случаями злоупотребления действующей редакцией закона о СМИ: «Нам (журналистам) должны отвечать в течение недели. Удобнее всего получать ответы во время телефонного звонка. Но если власти не хотят комментировать какую-то проблему, нас просят написать официальный запрос, предупреждают, что ответят в установленные законом сроки. А так как мир сейчас очень быстрый, ответ теряет свою актуальность».
Но, несмотря на весь позитив, который несет документ, у него нашлись критики, которые оттянули процесс одобрения документа. Депутат Виталий Милонов неожиданно встревожился за судьбу госслужащих: «Надо обязательно внести правку, чтобы официальным запросом признавались только письма с электронной подписью главного редактора. А то будут сотни внештатных авторов либеральных газетенок закидывать миллиардами запросов», – предупредил он. Марина Шишкина согласна, что, в принципе, подобную норму ввести можно. «Сейчас в Петербурге почти у всех редакций есть подпись, поэтому не вижу в этом трудности», – заявила она.
Отметим, что инициатива является частью работы по улучшению законодательства о СМИ. Так, следующим шагом станет законопроект о деятельности блогеров, который Шишкина разрабатывает совместно с коллегой, прохоровцем Максимом Резником. Он предусматривает возможность распространения блогерами информации о частной жизни чиновников в государственных, общественных или иных публичных интересах. Кроме того, блогер сможет запрашивать сведения на тех же условиях, что и журналисты (то есть с сокращенным сроком ответа). А Роскомнадзору запретят блокировать сайты в досудебном порядке. Правда, пока проект закона дорабатывается, так что из него еще могут удалить какие-то пункты.
На поправки же к принятой сегодня инициативе дали три недели. Если после этого депутаты ее одобрят — инициатива поступит в Госдуму. Вопрос, как второй раз проголосует за документ парламентское большинство, пока открыт, однако спикер ЗакСа Вячеслав Макаров заявил «Фонтанке», что «Единая Россия», «скорее всего», поддержит данную инициативу. «Какой бы бред вы ни писали... или не бред, журналисты нужны депутатам и госслужащим», – заявил он.
Ольга Мясникова, «Фонтанка.ру»