Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Доброе дело Адвита Сам себе фандрайзер

Сам себе фандрайзер

799
Елена Грачева, координатор проектов благотворительного фонда "АдВита"

Слово «фандрайзинг» в переводе с английского обозначает «сбор средств» (fundraising), а фандрайзер – это специалист, который в благотворительном фонде отвечает за поиск денег. Именно от его усилий зависит, скольким людям удастся помочь. Но у каждого фандрайзера есть одна проблема: в сутках всего двадцать четыре часа. А у каждого фонда – другая проблема: невозможность множить сотрудников на зарплате. И в какой-то момент любая благотворительная организация упирается в потолок своих возможностей: ее сотрудники уже придумали все, что могли; делать больше, чем делают, они уже не в состоянии, и двигаться дальше нет сил совсем. А поток обращений все растет и растет.

Самый модный тренд современной западной благотворительности – это волонтеры-фандрайзеры: люди, которые в свободное время придумывают что-нибудь эдакое, небывалое, интересное, что может привлечь внимание людей и сподвигнуть их на пожертвование. Эти люди дарят фондам прежде всего свое творчество, свои идеи, свою организаторскую энергию и собирают деньги сами, не тратя сил и времени штатных сотрудников. Многие эксперты считают, что за таким народным благотворительным творчеством – будущее.

Один из самых ярких примеров – знаменитый детский онкологический госпиталь Святого Иуды в американском Мемфисе. История его основания похожа на рождественскую сказку. Во время Великой депрессии, в тридцатые годы, в Детройте жил актер-комик, которого звали Амос Мазьят Якоб Кайроуз, но так как такое имя для сцены не годилось, он выбрал себе сценический псевдоним Дэнни Томас. Дэнни был девятым сыном в небогатой семье ливанских эмигрантов, и жилось ему туго. В какой-то момент с работой стало совсем плохо, в кармане осталось семь долларов (эта трогательная подробность есть во всех вариантах этой истории), и никакого просвета не предвиделось. По легенде, Дэнни зашел в церковь, чтобы помолиться святому апостолу Иуде Фаддею, который у католиков считается заступником всех отчаявшихся, попавших в безнадежную ситуацию людей. Разговаривая со статуей святого, Дэнни пообещал ему построить храм, где все потерявшие надежду люди снова ее обретут. И случилось чудо: с Дэнни заключил контракт модный чикагский клуб, а вскоре один из телеканалов предложил сделать комедийное шоу, которое стало знаменитым и продержалось на телевидении много лет.

Дэнни разбогател и в какой-то момент решил, что готов выполнить обещание. Но когда он пришел к своему духовному наставнику, епископу Сэмюэлю Стритчу, чтобы посоветоваться, где лучше построить новый храм, священник посоветовал ему вместо церкви построить детскую онкологическую больницу: это и будет тем домом, где к несчастным и отчаявшимся детям и их родителям вернется надежда. А святой Иуда, мол, не обидится, а только рад будет. Так появился на свет знаменитый научно-клинический центр по лечению детей, больных раком, – госпиталь Св. Иуды в Мемфисе.

Дэнни Томас, конечно, один не справился бы. Сначала он обратился к эмигрантам с Ближнего Востока: Америка дала нам приют, а теперь у нас есть возможность помочь Америке и отблагодарить ее за гостеприимство. Именно члены Общества американцев ливанского и сирийского происхождения основали благотворительный фонд, который финансирует госпиталь Св. Иуды до сих пор.

Тогда, в середине 50-х, онкология была почти безнадежным диагнозом: выживало от 4 до 20% детей. Медики госпиталя Св. Иуды стали не только лечить детей, но и изучать детские онкологические болезни, и то, что сейчас детский рак так хорошо лечится, – во многом их заслуга. Но поражает воображение и еще одна особенность: при бюджете до миллиона восьмисот тысяч долларов в сутки (!) госпиталь Св. Иуды не имеет ни копейки государственного финансирования. По уставу ни один ребенок независимо от гражданства за лечение не платит. Откуда берутся такие деньги?

Примерно 10-13% финансирования больница получает по страховкам пациентов, еще 11% – это разные исследовательские гранты. Но львиную долю в бюджете клиники составляют пожертвования. У благотворительного фонда, который содержит клинику, около тысячи сотрудников, 31 отделение в 14 регионах США. Но даже тысяча человек на зарплате не смогла бы собирать почти девятьсот миллионов долларов и привлекать почти девять миллионов жертвователей ежегодно.

На сайте госпиталя есть карта Америки, на которой отмечены разные мероприятия в пользу клиники Сент-Джуд, придуманные людьми по собственной инициативе, и есть возможность посмотреть, что делается именно в вашем городе или вашей коммуне, и присоединиться. А если ничего не происходит, то придумать что-нибудь самому – для этого есть инструкции на сайте, а региональный менеджер фонда проконсультирует, как все сделать правильно. А потом фонд на своем сайте напечатает рассказ о вашем событии, и кому-то пригодится ваш опыт.

В такой фандрайзинговой самодеятельности в пользу госпиталя Св. Иуды участвует около миллиона человек в год! Когда читаешь репортажи на сайте фонда, становится очевидным вот что:

– во-первых, что-то сделать может практически каждый человек, было бы желание. Этот опыт особенно важен для жителей России, убежденных, что это все не их дело и склонных жаловаться на свою беспомощность и невозможность что бы то ни было изменить;

– во-вторых, практика показывает, что монетизировать можно все что угодно: профессиональные навыки и хобби, свободное время и ненужные вещи, вредные и полезные привычки, свое и чужое любопытство, но лучше всего работает человеческий азарт;

– в-третьих, оригинальность идеи важна, чтобы привлечь внимание незнакомых людей, это правда. Но если вы ждете поддержки от близких, которые могут последовать за вами только потому, что вы – это вы, – сработают и банальные идеи. И если вы ничего особенного придумать не можете, не стоит расстраиваться по этому поводу – просто возьмите на вооружение то, что придумали до вас.

Чаще всего в основе самодеятельного благотворительного мероприятия лежит идея соревнования – в очень широком смысле этого слова.

Конечно, это могут быть обычные спортивные состязания: команды или их спонсоры платят за участие, а организаторы перечисляют деньги в фонд. Вариантов – бездна. Благотворительный марафон, когда спонсор платит в фонд за каждую милю, которую пробежит участник. Футбольные, хоккейные, баскетбольные, теннисные турниры, гонки на картах и велосипедах, бег в мешках и перетягивание каната – множество компаний устраивает целые олимпиады между своими отделами и филиалами. Для организации это один из самых простых способов перезнакомить сотрудников между собой и дать им возможность вместе пережить какие-то сильные эмоции. На Западе это давно поняли и проводят турниры чуть не в каждой компании. В России эта традиция пока только начинается.

Но не обязательно ждать, когда твоя компания что-то такое придумает – можно все устроить самому. Вышеупомянутый сайт госпиталя Сент-Джуд рассказывает о том, как дружеские компании с невероятным азартом играют в пейнтбол, устраивают регаты бумажных корабликов, режутся в компьютерные игры и дартс, играют на деньги в бридж, преферанс или покер, манчкин и монополию, дерутся подушками и косят газоны на скорость. Принцип у всех этих соревнований один: каждый участник платит небольшой взнос, а все собранные деньги идут в фонд.

Не меньшим спросом пользуются разные квесты, которые успешно сочетаются с ночными покатушками на роликах или велопробегами. Можно играть и просто в пустяки, как Винни-Пух с Пятачком: запускать по речке неважно что, хоть пластмассовых уток, и смотреть, чья быстрее проплывет под мостом. Или чей воздушный шарик дальше улетит. Есть даже соревнования на велотренажерах: кто дальше доедет за заданную единицу времени – до условного Парижа. Любой день рождения, любой пикник, любая субботняя вечеринка может приютить такое соревнование. Оно возможно даже заочно, как с теми же велотренажерами: был создан сайт, люди платили за регистрацию пожертвованием в фонд, а потом увлеченно фиксировали ежедневные достижения заочной велогонки.

Есть и вовсе экзотические примеры, правда, уже не с сайта госпиталя Св. Иуды, – к примеру, знаменитый забег с блинами членов британского парламента. Накануне великого поста, в конце карнавальных праздников, перед британским парламентом в Лондоне команды от палаты общин, палаты лордов и многочисленная пресса должны пробежать определенную дистанцию, держа в руках сковородку с блином, причем блин этот нужно было постоянно подбрасывать и ни в коем случае не уронить. Соревнования освещает BBC, спонсоры размещают свою рекламу, зрители переводят деньги через смс, и все собранные средства отправляются в фонд Rehab, который помогает инвалидам и пожилым людям.

Оглянитесь: может быть, вам удастся сподвигнуть друзей или коллег на что-нибудь подобное? Взносы могут быть небольшими, удовольствия будет много, в этом деле главное – начать.

Елена Грачева, координатор проектов благотворительного фонда "АдВита"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях