За последний год тарифы на услуги сотовой связи в Санкт-Петербурге снизились примерно на 15 процентов – в среднем минута местного вызова стоит уже 88 копеек, а внутрисетевые звонки большинство операторов предлагает бесплатно. Еще более выгодные условия предлагают бизнес-клиентам.
По данным Федеральной службы государственной статистики, снижение стоимости не привело к увеличению трафика – за первую половину этого года все петербургские пользователи подвижной связи проговорили 10,1 млрд минут, за тот же период прошлого года – всего на 46 млн минут (полпроцента) меньше. При этом деятельность сотовых операторов в Северной столице остается одной из самых прибыльных – рентабельность превышает 24 процента.
Для объективного сравнения тарифов работающих в Северной столице операторов мы традиционно составили «портреты» (профили) абонентов по уровням потребления услуг голосовой связи и пакетов доступа в Интернет. Выбрать подходящий каждому профилю тарифный план мы предложили самим сотовикам.
Позиционирующая себя как дискаунтер компания «Теле2» действительно предлагает самые низкие тарифы для малоговорящих потребителей – пакет из 100 минут и 35 SMS-сообщений в месяц в сумме обойдется их клиентам в 116 рублей (минуты местной связи тарифицируются по 75 копеек). Конкурировать с ней по цене может разве что ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн»), у которого такой же пакет стоит 155 рублей (базовая цена «местной минутки» – уже 1 рубль). Услуги «Мегафон» и «МТС» значительно дороже, но последний проигрывает ценовую конкуренцию в этом сегменте из-за де-факто навязывания всем подключающимся абонентам услуг GOOD'OK и «Вам звонили».
Самые низкие цены для владельцев смартфонов, проговаривающих в месяц 200 минут и потребляющих 100 Мбайт интернет-трафика, предлагают «Билайн» и «Мегафон» (стоимость минуты местной связи 1 и 1,50 рубля соответственно). Абонентам с высоким уровнем потребления (600 минут и 200 Мбайт) выгоднее всего пользоваться опять же «Билайном» – весь пакет обойдется в 515 рублей.
Специальные цены все участники рынка предлагают гостевым пользователям Северной столицы, желающим сэкономить на услугах роуминга и покупающим местную симку. Например, 80 минут голосовой связи (в том числе 25 звонков в Узбекистан), 80 SMS и 50 Мбайт у «Теле2» стоит 351 рубль.
Низкая цена для большой компании
Снижению цен на услуги голосовой связи мешают межоператорские тарифы. Ведь по законодательству за любой звонок в сеть конкуренту или на городской телефон обслуживающая абонента компания должна платить за так называемое «завершение вызова» (до 50 копеек за минуту и более). Поэтому самые низкие тарифы все операторы традиционно держат на звонки внутри сети, в том числе в другие города. Ограниченный пакет минут предоставляется порой бесплатно или за небольшую плату.
Но расчет на это может обойтись в копеечку. Во-первых, привычные префиксы операторов (921 – «Мегафон», 911 – «МТС», 904 – «Теле2» и так далее) не всегда принадлежат петербургским абонентам. Например, пользователи номеров +7 921 260 или +7 911 450 находятся в Калининграде, +7 904 450 – в Ханты-Мансийском автономном округе. Соответствующий звонок будет тарифицироваться уже как междугородний.
С декабря прошлого года ситуация вдвойне усложнилась. Благодаря введению системы MNP (перенос номера), определить оператора по префиксу вообще стало невозможным. В результате вызов на знакомый номер уже не будет внутрисетевым, а его стоимость вырастет в разы.
Правда, по данным ФГУП «Центральное НИИ связи» (ЦНИИС), в ведении которого находится база данных перенесенных номеров, за минувший год поменяло операторов всего 742 тысячи абонентов (то есть меньше 0,3 процента от общего числа активных симок). Поэтому вероятность ошибочной идентификации остается крайне низкой. Кроме того, пользователям доступны (http://mnp.tele2.ru/whois.html) специальные сервисы по проверке номера.
Интернет всегда с тобой
Мобильный доступ в Интернет участники рынка считают одним из самых перспективных сегментов. Поэтому компании «большой тройки» («Билайн», «Мегафон» и «МТС») уже запустили сети «четвертого поколения» (4G, технология LTE). Теоретически они должны конкурировать даже с фиксированной связью (проводным Интернетом).
Но одновременно с рынка де-факто исчез четвертый оператор сетей 3G – «Ростелеком» (ЗАО «РТ-Мобайл»). В ходе проводимой реорганизации ранее подключенные абоненты переведены на обслуживание в «Теле2» с сохранением номера и по-прежнему могут пользоваться высокоскоростной сетью передачи данных. Тогда как клиентам самого дискаунтера (в том числе новым) она будет доступна только к концу года. Поэтому пока «Теле2», располагающий морально устаревшей сетью 2G, оказался неготовым к конкуренции по предоставлению мобильного доступа в Интернет.
Возможно, из-за снижения конкуренции, тарифы на услуги мобильного Интернета за последний год практически не изменились. Так, пакет трафика в пять гигабайт все операторы предлагают за 295-300 рублей. Десять – уже минимум в 390 рублей, за 25 нужно заплатить около 500 и так далее. Полностью безлимитный тариф (без квот и ограничения скорости) на сегодняшний день предлагает только «МТС». Конкурирующий с ним еще в прошлом году «Билайн» отказался от такой опции, хотя за меньшую плату у него можно купить аж 70 гигабайт трафика.
Дорогой бизнес
Тарифы для корпоративных клиентов традиционно ниже, чем для розничных. Причем сейчас стать бизнес-абонентом может не только крупная компания (в былые времена операторы устанавливали минимальные квоты по количеству телефонов и объему услуг), а любое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, желающие подключить всего один телефон или иной гаджет.
«Корпоративные клиенты выгодны с точки зрения объема и более широкого спектра потребляемых услуг. Как правило, они могут получать большие скидки – просто так оператор их своему конкуренту не отдаст. Бывают ситуации, когда в сотрудничестве с очень большими компаниями оператор еле выходит в ноль, но не отпускает клиента», – говорит Денис Кусков, директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily.
Хотя объем потребляемого корпоративными клиентами трафика существенно превышает профили розничных абонентов, в вопросе ценовых предложений наблюдается практически идентичная картина. Так, самые низкие цены для малоговорящих пользователей предлагает опять же дискаунтер «Теле2»: пакет в 550 минут и 70 SMS стоит у него 342 рубля.
Потребителям среднего уровня (720 минут, 100 SMS и 100 Мбайт интернет-трафика) выгоднее подключаться к «Билайну» – такой пакет обойдется им в 595 рублей. А вот для многоговорящих (1200 минут, 140 SMS и 200 Мбайт) низкие цены доступны у «Мегафона» (850 рублей). Полностью безлимитные голосовые тарифы не предлагает ни один петербургский оператор.
Низкие цены для бизнес-абонентов породили появление так называемых «колхозов». Корпоративный пользователь, получив пакет симок, продает их и под видом сотрудников набирает субабонентов. Формально это незаконно, но операторы не сильно противостоят такой деятельности.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"
По данным TelecomDaily, лидером петербургского рынка по-прежнему остается «Мегафон», обслуживающий 35 процентов абонентов. На долю «МТС» приходится 28 процентов, «Билайна» – 19, «Теле2» (в союзе с «Ростелекомом») – 18 процентов пользователей услуг мобильной связи.