Врут все – дети, родители, бабушки и дедушки, - безапелляционно заявляют психологи. При этом и те и другие прекрасно понимают, что лгать нехорошо, и, конечно, никто не хочет, чтобы обманывали его. Но все равно продолжают лгать, причем, не только окружающим, но и самим себе.
Врут все – дети, родители, бабушки и дедушки, – безапелляционно заявляют психологи. При этом и те и другие прекрасно понимают, что лгать нехорошо, и, конечно, никто не хочет, чтобы обманывали его. Но все равно продолжают лгать, причем не только окружающим, но и самим себе.
Зачем мы врем?
С точки зрения психологии, ложь – это форма психологической защиты человека от разных напастей. «Таким образом мы избегаем стрессовых ситуаций – неприятных встреч, разговоров, лишних просьб от окружающих. Самая распространенная ложь – это когда мы хотим казаться лучше, чем мы есть на самом деле, или не хотим нести ответственности за наши опоздания на работу, не купленный хлеб, разбитую чашку, – говорит психоаналитик и полиграфолог Александр Александров. – Базовая основа любой лжи – это вера в собственное «всемогущество». При рождении ребенок ощущает себя как бы слитым с миром, у него нет разделения на внутреннее и внешнее, а если "я и мир едины, то я могу делать все, что мне угодно", то есть менять, искажать, перестраивать его». Потом с развитием ребенок осознает себя и мир как раздельное, но полагание собственного «всемогущества» может оставаться, и уже взрослый человек старается манипулировать окружающими с помощью лжи.
В народе говорят: «Иной так соврет, что сам себе поверит». И правда, очень часто мы прикрываемся ложью и лжём сами себе, выдавая желаемое за действительное. Например, я ленюсь выучить английский язык и начинаю уговаривать себя, что это мне не нужно, не важно и вообще – «зелен виноград», грозит оскоминой, а "Яндекс" сам все переведет, если надо...
Каждый из нас, наверное, встречал людей, которые, «не краснея», с пеной у рта рассказывали, как у них в жизни все хорошо. «Через неделю выхожу замуж за миллионера и уезжаю за границу», – сообщала всем подряд бедно одетая девушка на скамейке в парке. Между прочим, такой «придуманный и прекрасный мир» может довести до невроза, который придется уже лечить у психоаналитика, – предупреждает Александр Александров.
«Папа сказал неправду!»
Самое интересное то, что, по какой бы причине мы ни лукавили, мы начинаем испытывать дискомфорт, словно внутри начинает работать встроенный детектор лжи. Помните, в советское время были популярны рассказы про маленького Ленина, который никогда не врал, но однажды случайно разбил кувшин и побоялся в этом признаться, и только после долгих мучений в конце концов сознался взрослым в своем проступке, после чего муки совести прекратились. Неизвестно, насколько эта душещипательная история правдива, однако очевидно, что совесть начинает обличать лжеца.
Первая ложь для ребенка – это всегда шок. Помните, в фильме «Обыкновенное чудо» приключения принцессы начинаются с шока: «Папа сказал неправду». «У меня в детстве тоже был шок, когда я услышал, что мои родители сказали неправду, – делится Александр Александров. – Это была классическая история: зазвонил телефон, и моя мама попросила сказать, что «если это меня, то меня нет дома». Еще больший шок и психологическую травму наносит ребенку ложь, если она исходит от родителей; например, пообещали пойти на аттракционы или купить дорогую игрушку и впоследствии не выполнили обещания».
Ответная реакция последует незамедлительно – дети начинают врать вам. «Врут уже сознательно, с определенной целью скрыть то, что натворили, и пытаются выкручиваться, ведь дети думают, что хорошо солгали, а родители сразу видят и разоблачают. Ложь определить достаточно просто, даже и непрофессионалы могут это сделать. Потому что внутренний дискомфорт отражается и в мимике, и в лексике, и в характерных жестах: врун интуитивно начинает прикрывать рот, касаться мочки уха, мужчина начинают оттягивать воротник», – объясняет Александр Александров.
И если в детстве была нанесена такая психологическая травма, уже во взрослой жизни человек очень болезненно воспринимают ложь, особенно в семейных отношениях. Ложь, даже небольшая, может расцениваться как предательство и приводить к трагичным итогам – разводам или даже к попыткам самоубийства. Ведь не случайно говорят: «словом можно убить, особенно неправдой».
«Мы пробовали заниматься детекцией измен с помощью полиграфа, хотя наши учителя не рекомендовали этого, – рассказывает Александр Александров. – Это оказалась очень тонкая сфера, потому что люди могут фантазировать, изменить в мыслях, а реакции на полиграфе все равно отражаются. Ведь это всегда неудобные и волнительные вопросы. В итоге достоверность падает. Есть еще один курьезный момент: некоторые супруги, требующие правды и только правды, получив утвердительный результат, частенько устраивают скандалы: дескать, врет все ваш аппарат».
Как врунишку превратить в фантазера
Московский психолог, доктор психологических наук Людмила Николаевна Собчик пишет в своей известной книге «Психология индивидуальности» о генетической предрасположенности ко лжи; это в какой-то мере, считает она, зависит от нашего темперамента как наследуемой части характера. В частности, лживости могут способствовать истеричность, повышенная возбудимость и демонстративность, когда человеку необходимо все время находиться в центре внимания. «Такие особенности личности нужно постараться сублимировать со знаком плюс, – советует Александр Александров. – Например, все эти качества прекрасны для публичных профессий: актеры, люди шоу-бизнеса, адвокаты и так далее, как, например, преуспевающий адвокат в фильме «Лжец, лжец» с Джимом Керри».
«Поймите, не всегда плохо, когда ребенок говорит неправду, – продолжает Александр Александров. – Особенно если это бессознательно и без конкретной цели и выгоды, когда это скорее фантазия. С определенного возраста ребенок начинает рассказывать всяческие небылицы, за это не надо ругать, это идет творческий процесс. Не важно, кем будет ваш ребенок, а важно, что не нельзя это давить».
Такие творческие фантазии заложены в народном творчестве, например в фольклоре есть жанр небылички. Небылички обостряют чувство реального, помогают разобраться в облике впечатлений, развивают чувство юмора.
«До-ре-ми-фа-соль-ля-си,
Села кошка на такси.
Заплатила пять рублей
И поехала в музей.
А котята прицепились
И бесплатно прокатились!»
Где ж тут правда?
«Кто-то из великих произнёс фразу о том, что все дети гениальны и только родители убивают эту гениальность, – продолжает Александр Александров. – Даже если ваш ребенок врет, вам нужно попытаться обратить ложь в фантазию. Проиграть ситуацию, показав, что вы его все равно любите. Ведь все внешнее в детстве впоследствии становится внутренним, и именно родители дают установку на будущее. В одном из дневников Бунина описан случай: когда ему было 8 лет, он начал лгать, и отец осудил его, сказав определяющую фразу: «Лгут только лакеи». Кстати, в это же время Иван Алексеевич написал свое первое стихотворение. Прекрасный пример сублимации фантазийной лжи в творчество со знаком плюс».
Единственное предостережение – поощряемая фантазия должна быть бескорыстной, то есть без цели получить выгоду или избежать наказания за ошибку.
Анастасия Демичева, для «Фонтанки.ру»