Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес "Башнефть" верните

"Башнефть" верните

868
Официальный сайт "Башнефти"

Арбитражный суд Москвы постановил изъять акции компании "Башнефть" у АФК "Система" в пользу государства. Если решение не будет обжаловано, а на это у ответчика есть месяц, то национализированная нефтяная компания, видимо, недолго будет оставаться "бесхозной". Весь вопрос в том, кто её купит у государства. И по какой цене. У "Роснефти", которую в один голос называют аналитики, нет, как известно, денег на покупку. Впрочем, "Фонтанке" назвали ещё одного потенциального покупателя "Башнефти".

Иск к АФК "Система" Генпрокуратура РФ подала всего месяц назад – 26 сентября. И вот 30 октября уже вынесено решение. Пока судья Арбитражного суда Москвы Ольга Александрова объявила только резолютивную часть: 81,6% обыкновенных акций компании "Башнефть" и 20,9 привилегированных, как сообщают "Ведомости", должны быть переданы в федеральную собственность. Мотивировочная часть решения не оглашена, и мы только на будущей неделе узнаем, чем судья руководствовалась. Пока известны только аргументы сторон.

Генпрокуратура утверждала, что приватизация предприятий топливно-энергетического комплекса республики Башкортостан в 2002 году была незаконной – "помимо воли Российской Федерации", потому что республиканские власти не согласовали её с федеральными. "Система" настаивала, что передача в частные руки проходила под контролем Федеральной антимонопольной службы, к тому же упомянутые компании ТЭК принадлежали республике Башкортостан, а не Российской Федерации. А если что-то в приватизации и было нечисто, в любом случае АФК "Система" – добросовестный приобретатель. И представитель компании ссылался на соответствующее решение ЕСПЧ.

– Это довольно печально для рынка, – оценил судебное решение гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Если это решение принято в интересах государства, то почему оно принималось в такой спешке? Это фантастически быстрое судопроизводство.

Экс-министр экономики, а ныне - президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев назвал судебное решение "не совсем обычным".

– Во-первых, АФК "Система" может претендовать на то, что они – добросовестные приобретатели, – объясняет Нечаев. – Они покупали акции не в процессе приватизации, а на следующем этапе. Во-вторых, прошёл 3-летний срок – срок нормального арбитражного рассмотрения. В-третьих, сначала должно было пройти следствие, должны были состояться судебные решения, которые установили бы факт нарушения законодательства. Насколько я понимаю, сейчас телега стоит впереди лошади.

Бывший вице-премьер российского правительства Борис Немцов видит тенденцию к национализации нефтяного рынка и пересмотру итогов приватизации.

– Это абсолютно внятный тренд, который у нас в стране давно реализуется: монополизация и национализация нефтяного рынка, – говорит он. – Примерно так же, только более свирепо, отобрали ЮКОС. Потом в более мягкой форме купили ТНК-ВР. И вот в таком агрессивном формате отбирают "Башнефть".

Политолог Олег Матвейчев считает решение суда справедливым. А если это и начало национализации нефтепрома – так тоже, по его мнению, неплохо.

– Очевидно, что "Башнефть" была изъята у государства неправовым способом и с большим ущербом, – уверен он. – Сейчас она вернулась – вот и всё. Во всех странах мира, кроме двух – США и России, нефтяные ресурсы принадлежат государству. По большому счёту, национализация нам бы не помешала, но в данном случае речь идёт о восстановлении справедливости и закона.

Дело "Башнефти"

В истории с фактической национализацией компании удивляют не только сжатые, как отметил Константин Симонов, сроки судопроизводства, но и внезапное озарение у правоохранителей: приватизация башкирского ТЭК проходила 12 лет назад, "Система" закончила покупать акции предприятий в 2009 году.

– Первый вопрос, который возникает: почему про эту историю вообще вдруг вспомнили через много лет? – говорит Симонов. – И непонятно, какое отношение к приватизации имеет "Система".

На самом деле, о странностях в приватизации башкирской "нефтянки", которая, по версии следствия, в итоге оказалась у Урала Рахимова, сына бывшего президента Башкортостана, Счётная палата давала заключение ещё в 2003 году. По этому поводу было возбуждено уголовное дело, но со временем его прекратили в связи с истечением сроков давности.

– Ясно, что Рахимов и его сын не могли без согласия центра провернуть эту операцию, – считает Константин Симонов. – И все прекрасно всё понимали.

Вспомнили о старом уголовном деле весной 2014-го. Так совпало, что как раз в это время несколько российских компаний попали под западные санкции. И вот вдруг экс-сенатор от Башкирии Игорь Изместьев, который отбывает пожизненный срок за серию убийств, решил дать показания против бывшего президента республики Муртазы Рахимова и его сына Урала. В конце апреля Следственный комитет возбудил уголовное дело.

Судя по всему, глава АФК "Система" знал, что некто интересуется "Башнефтью", поэтому её можно потерять. Во всяком случае, он начал, как писали "Ведомости", готовить компанию к публичному размещению акций (SPO). Но в июле вдруг объявился миноритарный акционер – 75-летняя гражданка, которая подала иск по поводу лицензии на одно из месторождений (имени Требса и Титова). SPO было остановлено, а вскоре Следственный комитет возбудил ещё одно уголовное дело, в котором фигурировал уже глава "Системы". Владимир Евтошенков был взят под домашний арест. Арестованы были и акции "Башнефти". Сделки с ними были теперь исключены.

Между тем, помнит Константин Симонов, в 2009 году, когда "Система" завершала сделки по приобретению акций башкирских предприятий, ни у кого в отрасли не возникало по этому поводу вопросов. Поэтому нынешний "наезд" показался неожиданным.

– Он был неожиданным с точки зрения причин, – считает аналитик. – Но при этом вполне понятным, потому что сразу образовались версии – кто может за этим стоять.

Кто на ком стоял

Применительно к "делу "Башнефти" аналитики почему-то сразу и дружно вспоминают историю ЮКОСа. Напомним, что после банкротства компании её основной актив, "Юганскнефтегаз", на аукционе купило никому не известное ООО "Байкалфинансгрупп". Пресса писала, что через несколько дней после торгов новый собственник был, в свою очередь, куплен компанией "Роснефть".

– Многие эксперты так или иначе связывают всю историю с "Башнефтью" с желанием "Роснефти" консолидировать максимум активов, – считает Андрей Нечаев. – Игорь Сечин, правда, утверждал, что это не так. Время покажет.

По словам экс-министра, ситуация всё-таки отличается от истории ЮКОСа: если в 2004 году компанию реализовали в результате банкротства, и её сразу покупала другая компания, то здесь акции могут перейти к государству. Тогда, прежде чем появится новый собственник, должна заново пройти процедура приватизации (если, добавим, судебное решение не будет оспорено и вступит в силу). На публичных торгах победитель выкупит у государства акции "Башнефти". Весь вопрос – кто бы это мог быть.

– Все подозревают интерес "Роснефти", а она сама интерес к "Башнефти" отрицает, – рассуждает Константин Симонов. – Но, исходя из того, что у "Роснефти" проблемы и с добычей, и с переработкой, этот актив для неё очень подходящий. Во всяком случае, я уверен, что с производственной точки зрения "Роснефть" бы от него не отказалась.

Не видит другого бенефициара аналитик и партнёр компании "Русэнерджи" Михаин Крутихин.

– Другого "наследника" этой компании, другого покупателя в России не видно, – уверен он. – Кроме "Роснефти", похоже, никто не готов восстановить контроль над "Башнефтью".

Но в "Роснефти", как уже было сказано, уверяют, что у них и в мыслях не было покушаться на чужие активы. К тому же, как мы знаем, нефтяной гигант оказался в довольно стеснённых материальных обстоятельствах. Он даже вынужден просить у государства материальную помощь из средств Фонда национального благосостояния. Где уж тут акции покупать.

– Это правильный вопрос, – замечает Константин Симонов. – Когда компания просит 2,4 триллиона из Фонда национальной безопасности, то это будет совсем плохая история, если деньги пойдут на новое приобретение. Но ведь не исключено, что и тут компания сначала попадёт к какой-то временной "прокладке". Что очередной какой-нибудь "Байкалфинансгрупп" купит этот актив. А потом он окажется в нужных руках.

Именно такое развитие событий видит Борис Немцов. Он даже предложил "Фонтанке" конкретный сценарий.

– Покупателем будет не "Роснефть", для этого есть аффилированные компании, – считает он. – Например – специально созданная "Независимая нефтяная компания". Её руководитель – бывший глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов. То есть формально "Башнефть" не достанется "Роснефти", но будет всё равно под её крылом.

По данным СПАРК, Эдуард Худайнатов, бывший президент, а до этого первый вице-президент, "Роснефти" действительно возглавляет ОАО "Независимая нефтяная компания". Её основной владелец (90% – по данным СПАРК) зарегистрирован на Кипре. Худайнатов руководил представительствами "Роснефти" в Чечне и в Дагестане. В прошлом он – грузчик, монтажник "Юганскнефтегаза". В 90-е годы служил на административных должностях районного уровня, занимался бизнесом в Сибири и был депутатом в парламенте Тюменской области. В 2000 году стал доверенным лицом Владимира Путина. Награждён медалью "За заслуги перед Отечеством" II степени. В 2007 году выступил свидетелем обвинения в процессе по делу ЮКОСа. В 2008-м был назначен вице-президентом "Роснефти", через год – первым вице-президентом, ещё через год – президентом. В 2012-м передал пост Игорю Сечину.

"И их осталось трое"

Не так давно в стране было, подсчитывает Константин Симонов, 5 крупных частных нефтяных компаний: ТНК-ВР, "Башнефть", "ЛУКойл", "Татнефть" и "Сургутнефтегаз". Потом ТНК-ВР была куплена "Роснефтью" – их стало четыре. Если решение суда вступит в силу – будет уже три. Вопрос о том, сохранится ли тенденция, экспертам кажется открытым.

– Надеюсь всё-таки, что это безумие будет остановлено, – полагает Симонов. – У нас сейчас очень серьёзные проблемы в отрасли, и восстанавливать Министерство нефтяной промышленности – это самое глупое из всех возможных решений. Это самый неправильный и опасный путь, и я думаю, что до этого дело не дойдёт. Хотя сигналы государство посылает очень неправильные.

Аналитик рассчитывает, что оставшиеся компании сумеют себя защитить.

– "Татнефть" прикрыта руководством Татарстана, – перечисляет Симонов. – "ЛУКойл" – слишком мощный кусок, чтобы его откусить. "Сургутнефтегаз" – это просто одна из лучших компаний в России, у неё вообще нет долга, 30 миллиардов на счетах, она приватизирована бог знает когда, там очень сложная "кольцевая" структура владения акциями, то есть даже цапануть не за что. В этом плане "Башнефть" оставалась самой незащищённой. К другим подкопаться намного труднее.

Михаил Крутихин тоже считает, что у государства не осталось "крупных целей", а упомянутые три компании ему не по зубам.

– "ЛУКойл", скорее всего, не отдастся: это абсолютно частная компания с открытой прозрачной формой собственности, её не за что ни осуждать, ни арестовывать, – рассуждает он. – У "Сургутнефтегаза" положение совершенно особое, компания не связана ни с какими иностранцами, у неё поразительные запасы долларовой наличности в банке. Это, конечно, очень аппетитно. Но я совершенно не представляю, под каким предлогом её можно конфисковать. Хотя, естественно, если будет какое-то политическое решение, то отберут всё.

Андрей Нечаев предлагает "ориентироваться на наших руководителей".

– Владимир Владимирович Путин сказал, что как массового явления пересмотра итогов приватизации не будет, – напоминает он.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34