Преамбулы ни к чему - суть вопроса ясна. Первый день жестянщика в Санкт-Петербурге уже состоялся.
Преамбулы ни к чему – суть вопроса ясна. Первый день жестянщика в Санкт-Петербурге уже состоялся.
Следует отметить, что не всякая зимняя резина без шипов может называться "липучкой". Это разговорное название отражает принцип работы протектора, а "прилипает" к дороге только шина с особым, достаточно мелким рисунком. Конечно, большинство производителей, выпуская зимние колёса, снабжает их соответствующим "узором", но исключения встречаются.
Статистика сообщает, что 30-35% российских водителей зимой предпочитает нешипованные шины. Сюда входят и всесезонные шины, и нешипованные зимние колёса. Ездоки, использующие зимой летнюю резину, остаются за пределами статистики – и здравого смысла. А вот статистика "Водителя Петербурга".
На видео не Россия, но сути это не меняет – ролик очень наглядный. Вот так ведет себя летняя резина на заснеженной или обледеневшей дороге. Переобуваться на зимнюю резину следует, когда температура снизилась до +3ºС – не дожидаясь "дня жестянщика".
В сильный мороз "липучки" будут более эффективны, чем шипованные колёса. Уже при температуре в -20ºC у нешипованных шин тормозной путь примерно на 10-20% короче. Дело в том, что при такой температуре лёд становится слишком прочным, и шипы оказываются не в состоянии проколоть его, чтобы зацепиться, а более мягкая "липучка" борется, что называется, до последнего. Понятно, что при суровом морозе, скажем, -30ºC или -40ºC, разница окажется ещё существеннее.
В менее холодную погоду преимущество останется за шипами. Скажем, при -5ºС тормозной путь машины на шипованных колёсах будет короче, чем на "липучке", почти на 90%. При торможении от трения выделяется некоторое количество тепла, и в слабый мороз его оказывается достаточно, чтобы растопить поверхность льда. Как следствие, под колесом образуется водяная плёнка, по которой резина скользит, как по смазке. А вот шип в "слабозамороженный", мягкий лёд входит уверенно.
"Температурой равнодействия" оказывается мороз около -13…-15ºC, при котором шины с шипами и без в ходе целого ряда тестов демонстрировали равные показатели. При этом очень важны состояние дороги и, как ни странно, облачность (точнее, её отсутствие). На шершавом льду "липучка" цепляется за микронеровности и работает лучше, в то время как за "глянцевый" гололёд лучше держатся шипы. Что касается ясного неба, то даже в -20º…-25ºC яркое солнце может "подтопить" поверхность льда – всего чуть-чуть, но достаточно, чтобы "липучка" начала скользить сильнее шипованной резины. Впрочем, на гладком льду в солнечный день любая резина сильно теряет в эффективности, это необходимо учитывать при вождении.
Особенно коварны зимой повороты под уклон – даже если уклон невелик, а поворот не так уж и крут.
Таким образом, в регионах, где не бывает суровых морозов, шипованная резина оказывается предпочтительнее. За частыми оттепелями обычно следует гололёд – это тоже аргумент для использования шипов в не очень холодные зимы. Однако если ваши маршруты пролегают исключительно по улицам большого города, всю зиму обрабатываемых реагентами (читай: по голому асфальту), а вы – опытный водитель, да вдобавок привыкший к зимней езде без шипов, возможно, "липучка" вас вполне устроит. Особенно часто в её пользу склоняются те, кого раздражает шум от шипов ("цоканье").
Пару слов о зимнем применении всесезонной резины. Это явный компромисс, и он, конечно, может показаться заманчивым – но только с точки зрения расходов при покупке колёс. Дело в том, что всесезонная резина твердеет уже при небольшом морозе быстрее, чем зимние модели шин, а при плюсовой температуре "плывёт" по асфальту (и, кстати, изнашивается) больше, чем летние колёса. Можно сказать, что всесезонная резина оказывается слишком твёрдой зимой и слишком мягкой летом.
Вернёмся к зимним колёсам. Вот ещё несколько различий между шипованной и нешипованной резиной:
Шипы дают преимущество, если нужно выбраться из сугроба, состоящего не только из снега, но и из колотого льда.
Расход топлива при использовании шипованной резины увеличивается на 7-15%. Из-за более твёрдых вкраплений – шипов – колесо становится чуть-чуть похожим на многоугольник, но этого "чуть-чуть" хватает, чтобы ощутимо увеличить сопротивление качению.
Шипованная резина может потребовать 2-3 балансировок за сезон. Это связано с тем, что шипы часто вылетают из колеса, потери могут составлять до 15% шипов за сезон.
На шипованных колёсах чаще приходится "подруливать", что может незаметно, но существенно сказываться на утомляемости водителя – правда, только в дальней дороге.
Чем выше температура, при которой эксплуатируются колёса, тем быстрее по сравнению с шипованными колёсами будет изнашиваться "липучка", потому что она изготавливается из более мягкой резины.
Если вы предпочитаете бюджетные марки резины, то ваш выбор – шипованные покрышки. В сильные холода недорогие колёса "задубеют" ещё сильнее, сцепные свойства самой резины упадут, и на льду полагаться придётся только на шипы. А серьёзный мороз и гололёд могут застигнуть вас даже в мегаполисе.
В общем, всем читателям "Водителя Петербурга" – шершавой дорожки!