Смольный отказался от пробивки Новоизмайловского проспекта через бывшее Митрофаньевское кладбище. Проекты строительства тоннеля или виадука оказались слишком дорогими — 25-40 млрд рублей. Правительство намерено пустить транспортные потоки в объезд — по Малой Митрофаньевской и Варшавской улицам. Правда, эти магистрали придется расширить за счет земель «ЛенСпецСМУ», входящей в ГК «Эталон» Вячеслава Заренкова. Смольный рассчитывает, что компания передаст их городу безвозмездно.
Администрация Петербурга определилась со схемой развития дорожной сети территории «Измайловская перспектива». Это 400 га от Обводного канала до Благодатной улицы и от Московского проспекта до путей Балтийского вокзала. Когда-то они были заняты промышленной зоной и линией железной дороги Варшавского вокзала. Теперь их планируется застроить преимущественно жильем.
Схема развития района, разработанная в 1960-х годах, предусматривала пробивку двух магистралей параллельно Московскому проспекту — Новоизмайловского проспекта и Варшавской улицы. Однако реализовать планы оказалось невозможно. В 2008-м году, после принятия концепции застройки территории, петербуржцы выступили против строительства магистрали через территорию Митрофаньевского кладбища, а затем доказали незаконность этого решения в суде. В марте этого года некрополь был признан памятником.
Чтобы обойти Митрофаньевское кладбище, НИПЦ Генплана еще в 2013-м году подготовил 7 вариантов развития дорожной сети в части пробивки Измайловского проспекта. В частности, изучалась возможность строительства тоннеля или виадука. Однако их стоимость предварительно оценили в 25-40 млрд рублей. И Смольный от таких дорогостоящих решений отказался.
«В соответствии с поручением губернатора Георгия Полтавченко мы рассмотрели все возможные варианты развития транспортной инфраструктуры района и создания улиц-дублеров Московского проспекта. Оптимальным как по этическим, так и по экономическим соображениям был выбран вариант с обходом территории бывшего кладбища. В дальнейшем, после освобождения земельных участков, здесь может быть размещена рекреационная зона», – рассказал Марат Оганесян.
В 2015-м году в Генплан должны быть внесены поправки, относящие территорию кладбища к рекреационной зоне. Соответствующие предложения уже подготовлены и прошли процедуру публичных слушаний.
Транспортный поток решено направить в обход по Малой Митрофаньевской улице и перспективной пробивке Варшавской улицы, а затем по продлению Лиговского проспекта — опять на Новоизмайловский проспект. На схеме новые решения отмечены серой заливкой. Часть перспективных улиц предполагается сделать односторонней. В результате основной объем транспорта, двигающегося по направлению к центру города, будет направлен по перспективной пробивке Варшавской улицы, а для движения из центра будет задействована пробивка Измайловского проспекта, поясняют в Смольном.
Для того, чтобы Малая Митрофаньевская и Варшавская улицы вместили весь поток с Новоизмайловского проспекта, магистрали предлагается расширить. Причем — за счет земель компании «ЛенСпецСМУ». Застройщику принадлежит 38 га, на которых планируется построить более 1 млн кв. м жилья. Соответственно, девелоперу придется скорректировать проект застройки. Ее концепцию разрабатывает «Студия 44».
В компании нашему корреспонденту рассказали, что в курсе ситуации. «Мы находимся в конструктивных переговорах с городом», – пояснили в группе «Эталон».
«Передача участков городу — вопрос переговорного процесса. Сегодня уже есть примеры того, что некоторые застройщики передают землю для развития транспортной инфраструктуры безвозмездно», – ответили в аппарате Марата Оганесяна.
Стоит отметить, что корректировка проекта планировки территории, которая необходима для реализации проекта «Эталона», еще не утверждена. Ранее участки общей площадью 13 га на городские нужды администрации передали «Группа ЛСР», «ЮИТ Санкт-Петербург» и «БигБокс».
Проект «Измайловская перспектива» появился еще в конце 1990-х годов. В его основе лежала идея развития крупного района в соответствии с единой концепцией. Территория должна была стать деловым сити с небоскребами высотой 250 метров. Однако впоследствии возможную этажность понизили до 60 метров, а от бизнес-центров отказались в пользу более окупаемого жилья. От концепции поэтапной застройки не осталось практически ничего. Территория застраивается хаотично. Проекты в границах «Измайловской перспективы» реализуют «ЮИТ», «Лемминкяйнен», Meridian Capital, «Силовые машины» и, конечно, «Эталон», приобретший территории РЖД и обанкротившегося Вагонмаша. Кроме того, 45 га в «перспективе» принадлежит Минобороны.
Справка
Митрофаньевское кладбище было основано в 1831 году для захоронения жителей, погибших от эпидемии холеры. Однако позднее оно превратилось в городской православный некрополь, впоследствии ставший одним из самых больших в городе. В частности, на нем были похоронены литераторы Михаил Пыляев и Аполлон Григорьев, акварелист Василий Садовников, министр народного просвещения Александр Головин, герой Крымской войны генерал Павел Липранди. По информации Митрофаньевского союза, всего на территории православного, лютеранского и старообрядческого кладбищ площадью около 50 га находилось 400 тысяч могил.