В благотворительной организации «Перспективы» в очередной раз начался «Добровольный социальный год»: 16 волонтеров из Германии и Испании и 17 из России целый год будут помогать подопечным «Перспектив» в разных проектах – на отделении «Милосердие» детдома №4 в Павловске, в коррекционной школе № 25, в интернате №3 в Петергофе, в Центрах дневного пребывания.
«Добровольный социальный год» для Германии явление обычное – молодые люди после школы могут год волонтерить, причем не обязательно в родной стране. Такая возможность мир посмотреть, делать добрые дела и задуматься о будущем. У нас такая традиция есть только в «Перспективах».
Начинается волонтерский год с семинара. Собираются руководители программ «Перспектив» и новые волонтеры. Знакомство, обсуждение того, что будет – это понятно. Руководство программ надеется, что у волонтеров много свежих сил и идей, а волонтеры хотят делать добрые дела и менять мир к лучшему. Но вот есть еще и такое: половине новеньких добровольцев завязывают глаза и сажают в инвалидные коляски. Остальные везут их по лесным дорожкам (дело происходит в Ленобласти). При этом заранее обговорено – сидящие в колясках говорить не могут, не умеют. И вот ты сидишь коляске, ничего не видишь и даже сказать не можешь, что тебе хочется, чтоб везли помедленнее, что сидеть неудобно, или что нос зачесался, а твои руки не слушаются…Возможность ощутить себя ненадого «особым человеком» дает волонтерам важное знание: твоя задача – научиться понимать, даже если тебе «особый человек» ничего сказать не может. Кроме того, специалисты «Перспектив» – педагог-дефектолог Галина Сафиуллина и педагог Елена Шошина на первом семинаре обучали волонтеров, как правильно кормить и чистить зубы подопечных, а бобат-терапевт Илона Абсандзе рассказывала и показывала, как волонтеру уберечь собственную спину от перенагрузки при работе с колясочниками.
Анна Тульская, руководитель волонтерской службы СПб БОО «Перспективы», по профессии журналист, работала в известных в городе СМИ, а потом уехала на год волонтером в Турцию – помогать учить детей в школе. Год изменил жизнь, Анна пришла в «Перспективы». Чтобы что? Что меняется в восприятии мира и других людей? Этот вопрос я задавала новым волонтерам «Добровольного социального года». В «Перспективах» есть традиция – все волонтеры в начале года знакомятся со всеми программами организации. Я поехала с ребятами, которые пришли работать в Павловск, в коррекционную школу № 25 на Петроградской стороне, в которую уже девятый год подряд «Перспективы» направляют волонтеров.
Школа для каждого
В школу приехали утром, когда занятия только начались. А в 25-ю привозят практически со всего города и даже из области самых тяжелых детей, которых в других школах принимать не особо хотят или берут с условием надомного обучения. Многие ребята не говорят.
Утро начинается с круга – дружеского круга, где все вместе – дети, учителя, помощники, волонтеры – налаживают контакт. Но кто-то из детей вдруг заплакал, закричал. Надо уметь успокоить, найти понимание.
Мы идем с этажа на этаж, из класса в класс в сопровождении Анны Петровой, заместителя директора школы по методической работе и координатора проекта «Школа для каждого».
Анна училась в псковском Педагогическом университете и на пятом курсе была уверена, что в коррекционку ни за что не пойдет. Но все изменила практика у Андрея Царева, директора уникального и знаменитого на всю Россию Псковского Центра лечебной педагогики – Анна увидела и поняла, как можно работать с особыми детьми, меняя их жизнь к лучшему и помогать семьям. И потом, переехав в Петербург, пришла в «Перспективы» и в школу № 25 учителем. Через год стала координатором в школе волонтерского проекта «Перспектив», продолжая работать учителем, а теперь координирует общегородской проект профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителей по работе с детьми с множественными нарушениями.
В школе № 25 классы – не привычные классы с партами, это скорее пространства, где можно прилечь на мягкие маты или даже на диван – ребята быстро устают, здесь обязательно есть место для игры и удобные столики вместо парт, здесь можно попить чаю, послушать музыку. Кто-то из детей может ходить сам, кто-то на коляске.
Говорили о том, что всех в школе очень волнует дальнейшая судьба этих детей, потому что таких центров для взрослых практически нет, и родители, которые, пока ребенок в школе, могли работать и хотя бы иногда отдыхать, оказываются вновь запертыми в квартирах со взрослым ребенком или должны отдавать его в интернат.
Мир этих людей для меня был скрыт
Для волонтеров, которые приходят в «Добровольный социальный год», мир особых людей оказывается открытием, потому что никто, как правило, в своей жизни «до» с ним не сталкивался.
Настя – выпускница Томского университета – приехала в Петербург и увидела в метро социальную рекламу «Перспектив» «Измени свою и их жизнь на год». Именно эти слова «зацепили», Настя пришла в «Перспективы», стала волонтером и уже отработала полтора месяца в Павловске, в школе, открытой прямо в детском доме-интернате №4 для особых детей:
- Волонтерство – это было такое стремление, внутренний порыв, я уверена, что большинство людей идет на это, исходя именно из своих внутренних целей, ради себя самого, хотя, да, конечно, мы хотим сделать мир лучше, помочь детям. Но я не имела никакого представления о том, с кем я буду работать и вначале было очень страшно, именно потому, что я впервые для себя мир особых детей открыла. Я росла и жила в обществе, где нет людей с особыми проблемами. У моих друзей, когда они узнали, где я работаю, реакция была удивительная: «Около ста детей на отделении «Милосердие»? А откуда их так много?». А когда нас возили в Петергоф, в интернат №3 для взрослых, который просто огромный, то для меня это был переворот сознания. Потому что мир этих людей для меня был скрыт. Увидев его, я увидела мир вообще другим, не таким, как тебя учат в школе и в университете.
Алена тоже из Томска, но о том, что они с Настей –землячки, девушки узнали случайно, когда возвращались на одной электричке из Павловского детдома и разговорились. Алена узнала о том, что можно пройти «Добровольный социальный год», из передачи «Школа злословия». Приехала, нашла «Перспективы», стала работать в Павловске:
- Мне было страшно сначала, я не знала и до сих пор не знаю, смогу ли я этот год выдержать, но надеюсь, что смогу, мне нравится. Я почувствовала включенность в процесс, научилась видеть эти маленькие, но важные результаты: кого-то погладишь – и ребенок успокоится, значит, тебе удалось до него достучаться. Эти крошечные вещи, которые мы не замечаем, а для них – это прорыв в космос, это контакт с миром.
Эрик приехал из Германии и за полтора месяца работы в школе № 25 очень улучшил свой русский язык, что пригодится в будущем, ведь он собирается получать образование в области международной политики и славистики. «Но главное – мне важно, что я вижу другую страну, другую систему работы с инвалидами, могу сам помогать детям», – говорит волонтер.
Для Анны из Петербурга, студентки-вечерницы и будущего историка, волонтерский год завершается:
-Узнала о том, что можно поработать в Павловске от подруги, которая тоже там волонтер, только в другой общественной организации – «Шаг навстречу». Меня рассказ вдохновил. Я пришла в «Перспективы», в Павловск мне ездить далеко, и я стала работать сначала в творческих мастерских для взрослых, но проект закрылся, поэтому перешла сюда – в школу № 25. Мне так понравилось работать с ребятами, что я, возможно, буду получать второе высшее по клинической психологии или в магистратуру пойду. А сама я стала гораздо спокойнее, эта работа, как ни странно, успокаивает нервы. Что тревожит? Будущее этих детей. Надо развивать проекты, направленные на работу со взрослыми. Научить детей не только контактировать с миром, но и что-то делать руками, среди них есть талантливые ребята.
Анна Петрова считает, что волонтеров нельзя рассматривать как еще одни дополнительные руки, хотя эти руки очень нужны. Волонтеры приходят с новыми силами, новыми идеями и важно, чтобы их работа не превратилась в повседневность. «Я с ними всегда стараюсь поговорить, и педагогам напоминаю, что волонтеры сами-то еще почти дети, кто-то из семьи впервые так надолго уехал, – рассказывает Анна. – Мы стараемся, чтобы каждый из них здесь раскрылся, показал свою индивидуальность». Одна из девушек, приехавшая из Германии, прошла не только волонтерский год, осталась еще на полгода, а потом, получив соответствующее образование дома, вернулась сюда и работает в Павловске. Все волонтеры-иностранцы, которые оказываются в России, заезжают в школу. А некоторые российские волонтеры потом приходят сюда учителями.
Галина Артеменко для "Фонтанки.ру"