Петербургские оппозиционеры обнаружили, что ГУП «Горэлектротранс» без конкурса заключил контракт с компанией скандального блогера Фимы Психопата (Николая Камнева) на продвижение своей группы в Facebook. За девять месяцев подрядчик должен разместить не менее 300 публикаций, за что предприятие заплатит 500 тысяч рублей. Год назад «Горэлектротранс» заказал проведение ребрендинга предприятия за 5 млн. В рамках этого договора до конца года должен был появиться новый сайт ГУПа. Но его нет до сих пор.
Петербургское отделение демократической партии РПР-ПАРНАС готовит обращение к губернатору Петербурга с просьбой проверить контракт государственного предприятия «Горэлектротранс» с петербургской компанией «БрейнВоркс». Согласно этому документу, «БрейнВоркс» берет на себя функции администратора группы ГУПа в Facebook и оказывает услуги по «созданию, размещению, обработке и сопровождению тематических публикаций аккаунта». Срок действия контракта – с 1 марта по 31 декабря 2014 года. За это время работники «БрейнВоркс» должны разместить в группе не менее 300 публикаций, а также увеличить число подписчиков до 2000 человек.
Стоимость контракта – 499 тысяч рублей, то есть по 55 тысяч рублей в месяц. Информация о нем отсутствует на сайте госзакупок: скорее всего, он был заключен без конкурса. Согласно положению о закупках, «Горэлектротранс» вправе не публиковать информацию о закупке, если ее стоимость составляет менее 100 тысяч рублей или же в ней содержится государственная тайна.
В своем обращении РПР-ПАРНАС напоминает, что с 1 января 2015 года Смольный намерен повысить проезд на общественном транспорте, в том числе – на трамвае и троллейбусе: предполагается, что повышение составит 3 рубля. В этих условиях, по мнению оппозиционеров, контракт на раскрутку группы является «разбазариванием денег». «Мы считаем, что общественная репутация и имидж ГУПа определяется не покупкой лайков, а качеством и доступностью оказываемых им услуг, стабильностью тарифов и эффективностью расходования средств, получаемых как от потребителей, так и из горбюджета», – говорят в партии.
Как указано в официальной статистике самой группы, за ее обновлениями следят около 3900 человек. Помимо информации об ограничениях в работе трамваев и троллейбусов, сотрудники «БрейнВоркс» публикуют отчеты о корпоративных мероприятиях «Горэлектротранса», вроде соревнования водителей. Значительная часть постов посвящена истории электрического транспорта. Радуют многочисленных подписчиков и поздравления с праздниками – например, с Днем работника общественного транспорта, который праздновался 26 октября. Под последним сообщением – сразу два комментария. Согласно страничкам их авторов, они являются выходцами с Украины, а в настоящее время живут в Москве. Отметим, что Интернет пестрит объявлениями о платной накрутке «лайков» и увеличении числа подписчиков в Facebook. У некоторых компаний стоимость одного нового подписчика совсем минимальная – 1,4 рубля, стоимость комментария – 10 – 20 рублей.
Оставляет комментарии в группе «Горэлектротранса» и известный петербургский блогер Николай Камнев, известный под ником fima_psuchopadt. Он же является основным собственником компании «БрейнВоркс». Николай Камнев фигурировал в числе блогеров, которые якобы получали деньги от движения «Наши». В почте бывшего пресс-секретаря движения Кристины Потупчик, взломанной в начале 2012 года, было обнаружено сообщение, возможно, отправленное Камневым, с отчетом о работе за октябрь 2011 года. Согласно ему, группа пользователей под руководством опытного блогера якобы писала в соцсетях посты в поддержку действующей власти и оставляла комментарии в аккаунтах оппозиционеров «с целью их дискредитации». Общая стоимость этой работы за месяц составила 300 тысяч рублей (фактически получено было 150 тысяч).
Эксперты в области интернет-технологий удивлены, почему «Горэлектротранс» выбрал именно Facebook для своего продвижения. «Я не понимаю самостоятельную ценность Facebook в Петербурге, где более популярен "ВКонтакте". Неужели люди, пользующиеся в вашем городе Facebook, чем-то сильно отличаются от тех, кто пользуется "ВКонтакте"? – говорит известный блогер Антон Носик. – Чиновничество всегда придумывает, для чего бы взять денег. Интернет-продвижение – это давно известный и лакомый способ освоения денег для государственных ведомств. 500 тысяч в рамках общих масштабов – это весьма небольшая сумма», – продолжает он.
По мнению гендиректора компании Webmaster.Spb Андрея Рябых, в Петербурге американской социальной сетью пользуется вполне определенная категория граждан. «Это более взрослые и платежеспособные люди, нежели те, что пользуются "ВКонтакте". Это иностранцы, чиновники, креативный класс. Много интеллигенции. Для того чтобы понять, насколько правильно выбрано место продвижения ГУПа, нужно знать стратегию компании. Возможно, "Горэлектротрансу" важно показать свой образ именно этой группе. Если же они ориентируются на более широкую массу, то логичнее было бы выбирать "ВКонтакте" или вообще печатные газеты, которые читают пенсионеры», – говорит Андрей Рябых. Что касается стоимости услуг, то, по его словам, на этом рынке каждая компания устанавливает свои цены. «Николай – блогер известный, у него, вероятно, есть прайс. Но в целом цена является среднерыночной», – говорит Андрей Рябых.
В самом «Горэлектротрансе» сообщили, что «ВКонтакте» сейчас действуют несколько неофициальных групп, посвященных городскому электрическому транспорту, в то время как страница в Facebook является официальным представительством ГУПа в социальных сетях. Главная задача данной группы – привлечение молодежи и популяризация электротранспорта. Для ответа на вопросы по поводу контракта с «БрейнВоркс» в «Горэлектротрансе» попросили прислать письменный запрос.
Отметим, что это не первый случай, когда предприятие тратит деньги на улучшение своего имиджа. В ноябре 2013 года ГУП заключил контракт стоимостью 4,9 млн рублей с ООО «Коммуникационное агентство "Правда"» на ребрендинг «Горэлектротранса». За эти деньги подрядчик должен был до конца года разработать новый сайт, логотип и дать предложения по изменению цветового оформления подвижного состава. В конце 2013 года контракт был продлен до февраля 2014 года. По состоянию на 27 октября новый символ уже есть, но при этом обновленный сайт компании по-прежнему отсутствует в публичном доступе. В «Горэлектротрансе» обещают, что он будет запущен в ближайшее время. Добавим, что после выхода статьи «Фонтанки», посвященной ребрендингу ГУПа, предприятие у себя в ЖЖ неожиданно стал защищать Николай Камнев, обвиняя журналистов нашего издания во вранье.
Кроме того, это не первый контракт «БрейнВоркс» со структурами Смольного. В январе 2014 года компания заключила договоры с ОАО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию» по продвижению аккаунтов телеканала «Санкт-Петербург» в Facebook и Twitter. Стоимость работ – 600 тысяч рублей, срок действия контракта – полгода. Однако тогда же, в январе, он был почему-то расторгнут. Сам Николай Камнев отказался комментировать «Фонтанке» факт заключения контракта с «Горэлектротрансом».
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»