Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-6°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -10

2 м/c,

с-з.

765мм 73%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Общество Нужен ли России свой «Блэкуотер»

Нужен ли России свой «Блэкуотер»

4 740
Павел Волков, "ДП"
Источник:

Частные военные компании легально появятся в России, если Государственная дума поддержит внесенный законопроект. Задав вопросы руководителям двух уже существующих компаний, являющихся военными если не по наименованию, то по факту, «Фонтанка» получила неожиданный ответ: если закон и будет принят, то он их не коснется. Журналисту объяснили, насколько бесполезна российская лицензия на Ближнем Востоке и почему военные по контракту не помогут в разрешении украинского кризиса.

Заметив, что «за последние два десятилетия на международном рынке значительно выросло число частных военных компаний», что число их сотрудников, выполняющих задачи в 110 странах мира, перевалило за 5 миллионов человек, депутаты Госдумы от "Справедливой России" Дмитрий Горовцов и Геннадий Носовко внесли законопроект, в соответствии с которым частные военно-охранные компании (ЧВОК) должны появиться и у Отечества. Предостерегая, что «дальнейшее игнорирование подобной мировой практики … приведет к нарастанию вымывания военных специалистов из России, потере триллионов рублей … военному отставанию Российской Федерации».

Согласно законопроекту, учредителями ЧВОК могут быть граждане России или юридические лица. Уставной капитал — не менее 100 миллионов рублей. Необходимо получить лицензию (в качестве разрешительного органа, как предлагается, выступит ФСБ), провести обучение сотрудников, организовать прохождение ими медицинской и психологической комиссии, застраховать жизнь и здоровье, после чего можно на основании договоров с заинтересованными правительствами или коммерческими организациями приступать к военной и охранной деятельности на родине и за границей.

Разрешенной военной деятельностью предложено считать разминирование территорий, зданий и сооружений, «вооруженное сопровождение судов в случае нападения», а также «медиацию» и «альтернативное урегулирование вооруженных конфликтов», при этом «медиация» и «урегулирование» могут быть осуществлены только за рубежом.

К охранным функциям отнесены охрана государственных и военных объектов, сопровождение колонн и конвоев, безоружная охрана судов, а также чисто технические охранные мероприятия. Кроме того, предусмотрено оказание консалтинговых услуг по профилю.

Законопроект предусматривает контроль со стороны ФСБ и перечень нарушений, грубых и негрубых, которые влекут приостановление лицензии или её изъятие. Вся деятельность ЧВОК должна проходить в условиях постоянного мониторинга и регулярного аудита со стороны уполномоченных органов.

На фоне жестких требований неожиданным пассажем выглядит разрешение осуществлять военно-охранную деятельность иностранным ЧВК, которые для этих целей должны организовать представительство или филиал, который, правда, должен получить лицензию.

Частные военно-охранные компании должны в соответствии с законопроектом получить возможность приобрести боевое оружие, а их сотрудники — право применять его в строго оговоренных случаях.

Как считают авторы, «главным выгодоприобретателем от реализации данного законопроекта окажется правительство Российской Федерации, получив дополнительный инструмент своей деятельности, оправдывающий своё существование не только в контексте расширения налогооблагаемой базы, но и в рамках повышения гибкости внешней и внутренней политики».

Что сказали ЧВК

Сейчас частных компаний, официально именующихся военными, в России нет. Организаций, практически выполняющих такие функции, «Фонтанке» известно две: это «Моран Секьюрити Групп» и «РСБ-Групп». Корреспондент связался с руководителями компаний и поинтересовался, к лучшему ли изменится их жизнь в случае, если законодатели проголосуют за проект. Ответы были разными, но вывод один: от принятия этого закона для них не изменится ничего. А для выхода на международный рынок наличие или отсутствие российской лицензии не имеет никакого значения.

Непонятно, в чем бизнес

«На «Моран Секьюрити Групп» принятие этого документа никак не отразится, – считает заместитель генерального директора Борис Чикин (впрочем, он подчеркнул, что это его сугубо личное мнение). – «Моран Секьюрити» – не российская компания, мы зарегистрированы в другой стране».

Как считает Борис Чикин, главное в продвижении на международный рынок военных услуг — это вообще не законодательство: «Главный вопрос в том, кто выступит заказчиком услуг, кто будет платить деньги. Представьте себе картину: например, некая российская компания хочет работать в нестабильном регионе, например, по контракту с правительством Ирака. Компании необходимо обеспечить безопасность. Находят ЧВК в России, зарегистрированную по новому закону, все готовы работать, все потирают руки. И что дальше? Российской ЧВК необходимо ехать в Багдад, получать разрешение местного МВД на приобретение, ношение, применение оружия. Представляете, что им ответят? Никогда такого разрешения не получат, потому что есть ведающая этими вопросами американская администрация. На этом все и заканчивается, и работающие в Ираке российские компании заключают контракты на охрану с американцами или британцами. Российская лицензия ничем там никому не поможет. Помешать — может. «Моран» работает в Ираке. Но нам бы никто не дал лицензий никаких местных, если бы мы были российской компанией».

Указывает Борис Чикин и на проблемы финансового характера, вспоминая Афганистан: «Любая компания может с согласия военной администрации получить лицензию на работу в Афганистане. 150 тысяч долларов лицензия и 350 тысяч долларов страховочный взнос. Полмиллиона долларов достань из кармана и положи только за право начать работать в Афганистане. Готовы наши компании так работать? Я не уверен».

«Если закон будет принят в таком виде, на «Моран Секьюрити» это никак не отразится, и ни на ком не отразится, – заключил Борис Чикин, – тем более, что мы сейчас не работаем с российскими заказчиками. Понимаете, ЧВК — это прежде всего бизнес, и он должен приносить деньги. Из этого закона совершенно непонятно, как это будет делаться». Заметив в конце, что все серьезные ЧВК создавались под правительственные заказы, и предположив чисто политический характер новации.

В России задач для ЧВК нет

Генеральный директор «РСБ-Групп» Олег Криницын не стал скрывать своего отношения к документу.

«Этот закон писали люди, не имеющие никакого отношения к армии, и ничего в этом не понимающие. Это крайне небрежно написанный проект, который изобилует нелепицами. Посмотрите: ЧВК запрещено свергать правительства. Интересно, кому это разрешено? Уставной капитал — 100 миллионов рублей. Это нормально? У вас есть? У меня нет».

Наибольшее возмущение у Олега Криницына вызывает норма, регулирующая деятельность иностранных ЧВК в России: «Смотрите, закон корявый. Получается, что если у меня нет 100 миллионов, я не могу учредить ЧВК в России. Но если я регистрирую в офшоре компанию, а в России — представительство, то пожалуйста.

Или бывший «Блэкуотер» американский заключит контракт, и «под крышей» их филиала в России окажутся тысячи непонятно чьих агентов. Не говоря о том, что прибыль будет уходить за рубеж».

Что касается планируемого контроля со стороны ФСБ, то ничего, кроме потенциальной коррупции, руководитель «РСБ» не видит: «Так и представляю. Сопровождаем, например, в Нигерии колонну с топливом, колонну обстреляли «Боко Харам», раненый контрактник потерял винтовку. Прилетает сотрудник ФСБ и говорит ай-яй-яй. Кроме коррупционной схемы, ничего из такого закона не получится».

С принятием закона ничего для «РСБ» не изменится, предполагает Олег Криницын, так как необходимости в лицензии у него нет: «РСБ» ничего совершенно не мешает работать по любым контрактам за рубежом, никаких ограничений со стороны отечественного законодательства. Создавать ЧВОК по новому закону (если его примут) имеет смысл только для работы в России. Но надо понимать, что частная военная компания — это высокоорганизованная структура, основная задача которой – обеспечение деятельности армейских подразделений в зоне военных действий. Подвоз боеприпасов, топлива, вообще вся логистика, вывоз подбитой техники, охрана мест дислокации, разминирование... Обеспечение боевых действий, но не участие в них. И на территории России, по большому счету, задач для ЧВК нет. Можно громко назвать военными компаниями структуры, которые занимаются перевозками, клинингом или продовольственным обеспечением армии в мирное время — но это фикция. Этот закон писался коряво, но под кого-то конкретного, кто может вложить 100 миллионов рублей и взять рынок».

Украинский след

В сочетании с аббревиатурой «ЧВК» в последние месяцы часто звучало слово «Украина». «Фонтанка» поинтересовалась у специалиста, не связано ли внесение законопроекта с возможными планами использования частных военных на территории сопредельного государства.

«Были слухи, я подчеркиваю — слухи, что закон пишется под тех людей, которые находятся на Украине с оружием в руках, – вспомнил Олег Криницын, – чтобы экстренно принять документ и как-то легализовать их нахождение на чужой территории. Не думаю, что это так, так как это ничего не решит. Например, заключит «РСБ» с кем-нибудь контракт, и зайдут наши бойцы на территорию Луганска или Донецка. И сразу станут наемниками. С оружием в руках переходим границу, участвуем в боевых действиях на территории другого государства, не признанного никем, даже Россией. Плюс обвинения по ряду статей кодекса Украины и утрата всяких перспектив получить контракт хоть где-нибудь за рубежом. Это никому не нужно».

Дилетантов поправят профессионалы

В неформальных беседах со специалистами, разбирающимися в непростых путях российского законотворчества, корреспонденту посоветовали вообще не слишком обращать внимание на законопроект, намекнув, что он является результатом давних усилий двух известных депутатов Государственной думы (одного действующего и одного бывшего), тесно связанных с охранным бизнесом. Объяснив, что сейчас ещё минимум три документа о ЧВК разрабатываются в других организациях. На что тоже вряд ли нужно обращать внимание, учитывая, что, по словам наших собеседников, рабочая группа по подготовке правительственного законопроекта создается под патронажем министра обороны Сергея Шойгу.

Денис Коротков, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях