Продажи Jeep Grand Cherokee с новым бензиновым 3-литровым мотором мощностью 238 сил 15 октября начались с России. Флагманской модели легендарной марки везёт с двигателями больше других "одноклубников", но в целом в моторной линейке Jeep, кажется, полного порядка нет.
Сразу скажу – это не рекламная статья, но в ней будет немало добрых слов в адрес автомобилей Jeep... и толика скепсиса в адрес корпорации Chrysler, унаследовавшей славную марку. Созданный в 1940 году армейский Willys эволюционировал в тот Jeep, каким мы его знаем, на протяжении десятилетий. С 1953 года марка неоднократно меняла хозяев. Удастся ли Chrysler "не расплескать" всё то, что создавалось поколениями талантливых инженеров?
Так Chrysler представляет Jeep Grand Cherokee 2014 года. Можно было бы и поазартнее
Тенденция, однако
В модельном ряду Jeep автомобиль под названием Grand Cherokee ("большой индеец", как его прозвали поклонники внедорожных машин) появился в 1992 году. Первый Grand Cherokee оснащался тремя бензиновыми двигателями – 4,0 литра/180 сил, 5,2 литра/220 сил и 5,9 литра/245 сил. Кроме того, для европейского рынка автомобиль выпускался с дизельным мотором объёмом 2,5 литра и мощностью 113 лошадиных сил. Тогда дизель оказался самым неудачным, самым ненадёжным и самым капризным мотором в линейке.
Поскольку в те времена машины обладали куда большим запасом долговечности, все эти моторы до сих пор эксплуатируются, и... владельцы дизельных "грандов" до сих пор их проклинают. И до сих пор ездят на них.
Четырёхлитровый 6-цилиндровый рядный двигатель AMC242 тоже по сей день часто встречается на дорогах и тоже пользуется репутацией, устоявшейся давным-давно – только репутацией прямо противоположного свойства. Эта разработка 1964 года компании AMC (American Motor Corp.) заслужила славу тяговитого, простого и очень надёжного мотора, который привезёт вас домой своим ходом откуда угодно. Достаточно сказать, что при вытекании охлаждающей жидкости перегревшийся и заглохший двигатель не клинит – нал просто дать ему остыть, снова залить антифриз и ехать дальше.
В общем, культовым мотором из этой линейки стал только 180-сильный (в разных настройках – до 192 л.с.) АМС242, с 1964 года не претерпевший кардинальных изменений и устанавливавшийся на разные модели Jeep аж до 2006 года.
Видимо, бензиновый атмосферник, превратившийся в визитную карточку марки, загипнотизировал и производителей, и автомобилистов, потому что в дальнейшем все модели Jeep предлагались в том числе и с относительно простым бензиновым двигателем. И по традиции у Grand Cherokee таким двигателем оснащалась самая доступная комплектация – Laredo.
Федот, да не с тем моментом
В 21-м веке Chrysler продолжил использовать дефорсированные бензиновые двигатели в качестве базовых. Однако те моторы, что входили в комплектацию Laredo, уже "не ехали" на свой расход. При очередной смене поколений, пришедшейся на нулевые годы нынешнего столетия, Jeep поставил на вооружение два базовых бензиновых двигателя – 6-цилиндровый мотор объёмом 3,7 л/210 сил и "восьмёрку" 4,7 л/235 сил. Если мотор объёмом 4,7 литра предлагал хотя бы 400 Н.м. крутящего момента, то 210-сильный двигатель с его 305 ньютон-метрами похвалить, строго говоря, не за что – очень заурядный и неяркий.
Дизель в линейке, конечно, тоже сменился – на итальянский объёмом 2,8 л/177 сил, вялый и, по меркам дизельного семейства, не такой уж и экономичный (от 11 до 13 л/100 км на трассе и до 20 литров на сотню – в городе). А куда "итальянец" девал 400 Н.м. крутящего момента – непонятно, только при езде они не ощущались.
В общем, подход сохранился, но очень формально. Весьма умеренные динамические характеристики всех этих моторов не вознаграждали водителя за те деньги, что приходилось оставлять на заправке. Если исправный 4-литровый бензиновый "ветеран" в городском цикле в условиях Санкт-Петербурга, несмотря на возраст, в среднем просит от 17 литров на 100 км пути, то его вышеперечисленные бензиновые преемники середины 2000-х показывали такие же цифры на трассе, при этом превращая обгон грузовика в полное адреналина приключение. Дизель был немногим лучше, вдобавок донимая владельцев детскими проблемами с патрубком турбины.
На фоне не испорченного экологическими причудами "старичка", отзывающегося на газ моментально, картина получалась унылая: новые Jeep'ы не ехали. Этот бросающийся в глаза недостаток напрочь перекрывал в глазах потребителя неброские, но добротные преимущества основных моделей марки.
Конечно, особняком стоит не менее легендарный мотор HEMI (от слова hemispherical – полусферический), названный так из-за полусферической формы верхнего свода камер сгорания. Это решение первоначально было применено в авиационных двигателях, а на автомобили Chrysler начал ставить полусферу в 1951 году. Но HEMI – скорее коллекционная вещь, мотор для ценителей, поэтому считать его мейнстримом эволюции двигателей Jeep не приходится.
Могут, когда захотят
Итак, новым двигателям Jeep нечем было радовать своих владельцев, вдобавок дизельные моторы у этой марки стойко ассоциировались с многочисленными несчастьями. И тут в 2005 году Chrysler вдруг делает сильный ход: наряду с упомянутыми "сонными обжорами" оснащает третье поколение Grand Cherokee (индекс модели – WK), а также Jeep Commander 6-цилиндровым 3-литровым турбодизелем от Mercedes мощностью 218 лошадиных сил.
Этот великолепный мотор, предлагавший люксовые 510 Н/м крутящего момента, укладывается в 12 – 16 литров на 100 км пробега в условиях Санкт-Петербурга (в московских пробках всё иначе, – там и Daewoo Matiz может показать расход как у Ford Excursion). Что же касается трассы, то при движении на круиз-контроле где-нибудь в Норвегии со скоростью 80...90 км/ч машина с собственным весом свыше 2200 кг с этим двигателем укладывается в 7,3 литра на сотню – и это зимой, да по холмам, с постоянными спусками и подъёмами.
Почему этот (или аналогичный) двигатель не ставился на другие модели Jeep, например, на тот же Wrangler – по большому счёту, вопрос к специалистам. Вряд ли дело в классе и размере – у того же Mercedes этот мотор устанавливался не только на внедорожники ML, но даже на С-класс. Боязнь "каннибализма", как называют конкуренцию между моделями одной и той же марки? Но ведь выход на рынок Jeep Commander, отличавшегося от Grand Cherokee третьего поколения только кузовом и настройками подвески, да и то незначительно, и был прямым каннибализмом. Оставим эту загадку на совести Chrysler.
Надо сказать, что в России Grand Cherokee WK с дизелем от Mercedes, появившийся на рынке в 2005 году, первоначально встретили без особого восторга. Причиной тому явилось, конечно, общее недоверие к дизелям, в то время бывшим для автолюбителей в новинку. Однако и память о проблемных дизельных моторах Jeep сыграла свою роль. Chrysler же, вяло ссылавшийся на очередной кризис, не пытался переломить ситуацию, ограничиваясь на редкость унылой рекламой и такой же маркетинговой политикой.
Однако к концу пребывания на рынке Grand Cherokee WK, снятого с производства в 2010 году, народ распробовал дизельного "гранда". И четвёртое поколение "большого индейца" на платформе Mercedes ML, вышедшее на рынок в 2011 году под индексом WK2, закрепило этот успех, предложив в самой доступной комплектации (от 2,2 млн руб.) не бензиновый, а дизельный мотор от итальянской VM Motori, также имеющий мерседесовский ген в родословной. Этот двигатель при сохранении экономичности оказался помощнее предшественника (у WK2 после рестайлинга – 247 л.с/570 Н.м. против 218 л.с./510 Н.м. у WK) и, что крайне важно, не перешагнул планку в 250 л.с., после которой ставка дорожного налога за лошадиную силу увеличивается вдвое.
Мультивоздух
Но, к сожалению, путаница с двигателями у Jeep сохраняется и по сей день. Так, Jeep Wrangler до сих пор поставляется с квёлым дизелем 2,8 литра, и другого нет. Совсем уж вялый бензиновый мотор объёмом 3,8 литра, конечно, заменили – на новый атмосферный V-образный 6-цилиндровый Pentastar объёмом 3,6 литра. Оставим в стороне расход, составляющий от 11 до 15 литров на трассе и от 17 до 22 литров в городе – Wrangler никогда не обещал экономичности, так что тут повода для критики нет. В целом владельцы "рэнгов" Pentastar'ом довольны – но только на фоне предыдущего поколения моторов. Дело в том, что 100 км/час Wrangler с этим двигателем и небыстрой 5-ступенчатой АКПП набирает за 10,6 секунды – а "ручка" предлагается только с дизелем.
Более того, Pentastar, устанавливаемый на Wrangler, выдаёт мощность в 284 силы – это сразу отражается на дорожном налоге, что оказывается психологическим препятствием даже для тех, кто может себе позволить заплатить государству 42 тысячи 600 рублей в год. При этом крутящий момент в 354 Н.м. тоже не поражает воображение. Возможно, для такой машины, как Wrangler (да и для марки Jeep в целом) в качестве базового гораздо логичнее оказался бы двигатель мощностью до 250 сил, но предлагающий "паровозный" момент, особенно на низах. Это позволяло бы и на бездорожье (например, на песке) "выстреливать" куда эффективнее, и на светофоре – чего уж греха таить – форс показать, и на трассе чувствовать себя уверенно.
Таким мотором, наверное, мог бы оказаться хороший современный дизель, но Wrangler его лишён. Не оснащается ничем подобным и новый Jeep Cherokee 2014 года – в его линейке двигателей между 177 и 272 силами зияет ничем не заполненный провал. При этом крутящий момент у итальянского 177-сильного бензинового мотора с гордым названием "Tigershark MultiAir 2" (дословный перевод – "Тигровая акула Мультивоздух 2") составляет скромные 236 Н.м. А на отметке "272 силы" расположился тот же самый Pentastar, только чуть усечённый до 3,2 литра и довольно умеренных 315 Н.м. В перечне моторов Jeep Cherokee 2014 есть ещё, конечно, дизельный Multijet мощностью 170 сил с крутящим моментом в 350 Н.м. – но для машины, стоимость которой может переваливать (без учёта опций) за отметку в 2 млн 100 тыс. руб., выбор всё же небогат.
Это первый в истории человечества серийный легковой внедорожник (Jeep), точнее – первый экземпляр автомобиля Bantam, отгруженный заказчику 23 сентября 1940 года. По легенде, после ДТП в 1941 году был разобран и его детали сгнили в куче металлолома на заднем дворе компании Bantam.
Вот и получается, что по части двигателей Grand Cherokee – везунчик среди собратьев. Это единственная модель, уже второе поколение комплектуемая превосходным дизельным двигателем. Да и вообще машина очень неплохая – с системой полного привода Quadra-Drive II, не боящейся перегрева, скользких дорог и "гондурасов", и 8-ступенчатой АКПП она вполне отрабатывает свои 2,2 млн руб. А сейчас именно Grand Cherokee первым (и, похоже, пока единственным) получает новый бензиновый мотор в 238 сил, а с ним входной билет в "клуб больших индейцев" будет начинаться с отметки 1 млн 950 тыс. руб.
Mall crawler (от mall – торговый центр, crawl – ползать, карабкаться) – пародийное прозвище для паркетников по аналогии с rock crawler – внедорожник, подготовленный для карабканья по скалам. Машина тюнингована, не пытайтесь повторить на серийном экземпляре!
Правда, не сообщается ни о расходе, ни о крутящем моменте нового двигателя. Заметим, речь всё же идёт о внедорожнике, для которого ньютон-метры часто важнее лошадиных сил. Говорите, кризис на автомобильном рынке? Так, может, самое время начать чуть более внимательно говорить с потребителем?
Резюме: похоже, Chrysler должен определиться, для кого он делает свой Grand Cherokee (и другие машины). Если для тех, кто не готов платить за Mercedes ML, то надо сосредоточиться на окантовочках, зазорчиках, пимпочках и штучках, одновременно поставив крест на легендарной истории марки. Тогда и предлагаемая моторная линейка, что называется, покатит. Если же адресат Jeep пусть не ездит, но хотя бы тоскует по поездкам в места, "где волки гадить боятся" и где неважно, какие там на торпеде окантовочки – возможно, следует этого адресата изучить получше. Тогда и логики в линейке двигателей станет побольше.
...И много-много радости детишкам принесла...