В судебном процессе по делу об убийстве пешехода водителем «Мерседеса» в Красном Селе – переворот. Год назад это ЧП на площади 1 Мая вызвало немалый общественный резонанс. Как стало известно «Фонтанке», позиция прокуратуры поменялась по отношению к обвиняемому фактически на противоположную.
Гособвинение в ходе прений отказалось от первоначального обвинения и квалифицировало действия подсудимого как превышение необходимой самообороны. Родственники погибшего заявляют о готовности оспаривать это решение.
В ноябре прошлого года «Фонтанка» писала о смерти 23-летнего Петра Васильева, которая всколыхнула Красное Село. Молодой человек с другом в три часа ночи шли из кафе. На пешеходной дорожке им начал сигналить «Мерседес», чтобы отошли. Васильев отказался. Между ним и водителем возникла перепалка, затем драка, в ходе которой парень получил три удара ножом. Одно ранение — в сердце – оказалось смертельным.
Участники конфликта на «Мерседесе» уехали. А на место происшествия стали стекаться не только полицейские, но и друзья погибшего. Видя решительный настрой десятка парней, которые заявляли, что «сейчас пойдут мстить», сотрудники Красносельского УМВД решили направить их энергию в мирное русло. Их приобщили к поиску машины, на которой скрылись подозреваемые. «Мерседес» оказался приметный – одна из дверей темной машины была покрашена белой краской. Именно по этой примете достаточно оперативно ее и нашли. Выяснить владельца оказалось делом техники. Им оказался находившийся в момент конфликта на пассажирском сиденье мужчина. Его нашли в его квартире, как говорят, в состоянии сильного опьянения. Тем не менее удалось выяснить имя того, кто был с ножом, — им оказался 27-летний Илья Косарев. Вместе с владельцем иномарки они занимались в Красном Селе частным извозом, каждый на своей машине. В ночь с 16-го на 17-е решили расслабиться. За плечами Косарева – причинение среднего вреда здоровью в пьяной драке. Правда, до приговора тогда дело не дошло — потерпевшие пошли на мировое соглашение.
В этот раз предварительное следствие не было долгим, так как дело казалось очевидным. Так же как казался очевидным близким погибшего обвинительный приговор. Однако в понедельник, 20 октября, на заседании Красносельского суда гособвинитель в прениях заявила, что по результату судебного следствия принято решение о переквалификации обвинения со статьи «убийство» на статью «превышение необходимой самообороны».
Отметим, что разница между наказанием в статьях УК 105 и 114 — 14 лет (в первом случае – максимум 15 лет реального срока, во втором — год).
Как выяснила «Фонтанка», свое решение гособвинение приняло, уловив противоречия в фактах и показаниях, которые ведомство получило до суда и во время. Так, главный свидетель обвинения — друг Васильева — и другие очевидцы в суде рассказали, что погибший в момент нанесения смертельных ран лежал на обидчике и молотил его кулаками, вынуждая обороняться. Не выяснили в прокуратуре и чей был нож, явившийся орудием убийства. По словам подсудимого, нож вытащил Васильев. Но представители кафе «Три кита», где до трех ночи находился парень, говорят, что во время досмотра на входе рамка металлоискателя не показала наличия у Петра металлических предметов.
Разнятся и характеристики, которые на погибшего давали во время предварительного следствия и во время суда. Говорят, что на заседаниях нашлись свидетели, которые отзывались о Васильеве как о забияке. Как говорят в прокуратуре, эти и другие сомнения вынудили гособвинение изменить статью обвинения, ссылаясь на решение пленума Верховного суда и статью 14 УПК о том, что все сомнения, которые не могут быть устранены в законном порядке, трактуются в пользу обвиняемого.
В финале своего выступления гособвинитель попросила в качестве наказания присудить Косареву штраф в размере 100 тысяч рублей. Но с учетом того, что он год провел в изоляторе, от выплаты денег его освободить. Гражданские иски о материальном вреде удовлетворить в полном объеме, а иски о моральном вреде — частично ,с учетом разумности и справедливости.
Семью погибшего Васильева такой поворот дела крайне возмутил. Как заявили «Фонтанке» родственники, это решение будет ими оспариваться. Прения, в которых выступит сторона защиты, пройдут через неделю.
Татьяна Востроилова, «Фонтанка.ру»