Парламент в первом чтении одобрил законопроект, вводящий штраф за несоблюдение правил в зонах платной парковки в Петербурге. Пилотные зоны в центре города еще не создали, видеофиксацию для нарушений не предусмотрели, а сумма штрафа уже готова. Все нарушения, от задержки в 15 минут до занятия сразу двух парковочных мест, обойдутся автовладельцам в 3000 рублей. В Смольном признают, что закон сразу вызовет волну негодования, но надеются, что когда-нибудь горожане оценят его позитивно.
Городской парламент в первом чтении одобрил законопроект, вводящий штраф за несоблюдение правил платной парковки в Петербурге. Все нарушения, от задержки в 15 минут до занятия сразу двух парковочных мест, обойдутся петербургским автолюбителям в 3000 рублей. В Смольном признают, что их проект вызовет волну негодования сейчас, но надеются, что петербуржцы когда-нибудь оценят его позитивно.
Депутаты петербургского ЗакСа приняли за основу поправки в Административный кодекс города, которые вводят штрафы за нарушение платной парковки. Штраф единый – 3000 рублей. В такую сумму обойдутся:
парковка без оплаты;
оплата меньше необходимой суммы;
превышение срока оплаченного времени стоянки более чем на 10 минут;
опоздание с оплатой более чем на 15 минут с момента парковки.
Аналогичную сумму придется выложить водителям, не сумевшим вписаться в разметку и занявшим сразу два места.
Документ был внесен губернатором Петербурга Георгием Полтавченко. Как следует из пояснительной записки, в целом чиновники готовы смириться с тем, что проект «не будет принят горожанами однозначно позитивно. «К негативным последствиям таких решений следует отнести отрицательное отношение владельцев транспортных средств к необходимости платить за то, что многие годы являлось бесплатным», – говорится в документе за подписью представителя Смольного в ЗакСе Михаила Бродского. Тариф в настоящее время не определен, но ранее сообщалось, что городские власти намерены взять за основу московскую ставку и уменьшить ее на 30 – 40%. В таком случае плата, вероятно, составит 40 – 60 рублей за час парковки. Для местных жителей предусмотрены льготы, а оплатить её можно будет наличными, банковской картой или с помощью SMS.
Напомним, пилотная территория под платную парковку уже готовится. Открытие намечено на первый квартал 2015 года. Как рассказывал «Водитель Петербурга», в нее вошли 29 улиц, ограниченных Литейным проспектом, Кирочной, Лиговским и Невским проспектами. В частности, платной станет стоянка на улицах Жуковского, Восстания, Маяковского, Некрасова и на участке улицы Белинского. Парковка на Литейном будет ограничена на участке от Кирочной до Невского, на Лиговском – от Некрасова до Невского, на Кирочной – от Литейного до Новгородской, на Фонтанке – от Белинского до Невского. На улицах, являющихся границами пилотной зоны, паркоматы установят только с одной стороны. В общей сложности здесь будут около 4000 машино-мест.
Главной целью введения платной парковки, не скрывают в Смольном, было желание заставить автомобилистов чаще пользоваться общественным транспортом и, как следствие, снизить транспортную нагрузку на исторический центр. По данным социологов, которые привел Бродский, «24% автомобилистов Петербурга, возможно, при введении платности могут переключиться на общественный транспорт при создании благоприятных условий, например улучшении качества его работы». А всего клиентами платных парковок могут стать впоследствии 72% владельцев машин. В целом же, говорят в правительстве, 66% респондентов положительно относятся к нововведению, если это даст возможность всегда гарантированно найти место для парковки, однако 44% при этом ожидают умеренных расценок, а 22% – значительного улучшения ситуации с доступностью автостоянок.
В августе 2013 года «Водитель Петербурга» проводил свой опрос. Читателей, категорически не согласных с введением платной парковки в городе, оказалось меньше трети. 23% ответивших заявили, что будут реже приезжать в центр на машине. Около 20% согласились платить.
Тем не менее инициатива была воспринята в ЗакСе неоднозначно. Прежде всего, среди депутатов, представляющих Центральный и Адмиралтейский районы. Так, единоросс Сергей Шатуновский пожаловался, что люди, проживающие на территории пилотной зоны, не понимают, сколько им придется платить и как именно будут производиться расчеты. «Яблочник» Александр Кобринский (Петроградский район) заявил, что платная парковка может стать фактически новой формой налога.
Эсер Алексей Ковалёв считает, что штрафы за неправильную платную парковку надо вводить после того, как в Петербурге появятся мобильные системы видеофиксации. «В ином случае как будут поступать автомобилисты, которые не хотят платить за парковку? Они будут оставлять машины рядом, во втором ряду, в третьем, на газонах. Контроль будет введён только в тех местах, в которых город или уполномоченная организация будут получать прибыль. У нас не учитывается опыт Москвы, и это – показатель, что у нас все делается в интересах не горожан, а в интересах тех структур, которые будут контролировать бизнес в 3 млрд рублей», – сказал он.
Уже на первом чтении сегодня, 22 октября, законопроект отказались поддерживать депутаты из группы «Гражданская платформа». Как позже пояснил депутат Максим Резник, партия считает, что в целом платные парковки нужны. «Но форма, в которой это делается, опять вызывает массу вопросов. Представляется, что здесь опять есть коррупционная составляющая, так же как в своё время на эвакуации автомобилей. Такое ощущение, что на всем пытаются заработать, не в бюджет, а для себя», – сказал он журналистам.
Отметим, что спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров поспешил отвергнуть все доводы «против»: «Это личное дело каждого – парковаться в платной зоне или нет. Здесь предоставляют услугу за деньги, и это уже не форма налога. И опыт Москвы мы не можем не учитывать, опыт положительный. Мы приглашали специалистов, чтобы они могли в этой системе снизить нагрузку на общественный транспорт, сделать так, чтобы было удобно водителям и жителям. Если мы введем прозрачную систему оплаты, разработав несколько подведомственных актов, мы решим ту задачу, которая перед нами стоит».