Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес У КС просят право кошмарить бизнес

У КС просят право кошмарить бизнес

679
Источник:

Конституционный суд может отменить либерализацию уголовных статей для бизнеса. Молодой судья Яковлев предложил революционное – забыть о президентском «хватит кошмарить бизнес» и дать «право на возмездие» жертвам предпринимательских преступлений. Если идею поддержат, не поздоровится и руководству прогоревших турфирм. СК и Генпрокуратура – за, Госдума и Совет Федерации неожиданно проявили милость к падшим.

Заявка молодого салехардского судьи Данилы Яковлева прозвучала звонко. Либерализация уголовных статей для предпринимателей – неконституционна, считает он. Она ущемляет право на доступ к правосудию, поощряет «практику безнаказанности» и создает в городских и районных судах очереди из «гневных и плюющихся потерпевших».

Такие аргументы были высказаны на открытом заседании Конституционного суда, состоявшемся 21 октября.

Кошмарить и еще раз кошмарить

Причины затаить зло на действующую редакцию Уголовного кодекса у Данилы Яковлева имеются. В его производстве находится дело ямало-ненецкого бизнесмена и политика Сергея Слепцова. Под брендом компании «Бизнес Ямал» мужчина собирал деньги за строительство, но обязательств не выполнял. И не собирался. Долги перед клиентами остановились на отметке в 7,5 миллиона рублей.

Яковлев должен был осудить Слепцова по уголовной статье 159.4 – «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности». Норму ввели по просьбе бизнес-омбудсмена Бориса Титова в 2012 году на волне модной тогда «либерализации ответственности за экономические преступления». Она предполагает: псевдостроитель получит до пяти лет лишения свободы.

Пострадавшие, да и сам Яковлев, с такой постановкой вопроса не согласны. Они недоумевают: почему Слепцова нельзя наказать по традиционной «общеуголовной» статье 159 – «мошенничество»? Тогда комбинатору светит 10 лет в местах не столь отдаленных.

Поступок Слепцова если и отличается от действий рядовых шулеров, аферистов или наперсточников, то только тем, что причиняет обществу больший ущерб, рассуждает заявитель. По льготному «предпринимательскому составу» проходят фирмы, обманывающие участников долевого строительства, приводит примеры он.

– Когда поправки в Уголовный кодекс только принимались, нам, в судах первой инстанции, они казались смешными. Человек украл мешок картошки – его в тюрьму. Человек приезжает в суд на роскошной машине, в дорогом костюме, не получает никакого наказания, разворачивается и уходит, – живописал судья, выступая в зале заседаний Конституционного суда на Сенатской площади.

– Ситуация становится несмешной. Судя по информации Следственного комитета, такая практика повсеместна. Я не враг предпринимателей. Я настаиваю, что все равны перед законом. Уголовный кодекс дает потерпевшим право на возмездие. Может быть, это звучит нецивилизованно, но это право есть, и его надо соблюдать. Место карателя пустым не будет. Если функции государства не исполнят суды, их возьмут на себя какие-то другие общественные институты, – многозначительно намекнул Яковлев.

Сложно сказать, какую цель преследовал судья, но он утверждает: действовал не ради карьеры, а беспокоясь за сограждан.

– Весной на финальном заседании по делу Слепцова у меня было всего несколько часов, чтобы вынести приговор. Я вышел в совещательную комнату и понял, что не могу принять решение по смягченной «предпринимательской» статье. Поэтому тут же написал запрос в Конституционный суд и зачитал его. Тем самым приостановил производство по делу.

Лучше рублем, чем тюрьмой

Коротко стриженного парня в синем костюме и галстуке в косую полоску судьи Конституционного суда расспрашивали еще двадцать минут.

Следственному комитету и Генпрокуратуре понравилось. Они поддержали и развили доводы Яковлева.

Норма «не соответствует принципу формальной определенности» и ущемляет «право на доступ потерпевшего к правосудию», – доказывал представитель СК Георгий Смирнов.

– Что-то было упущено в законодательном процессе. Статью ввели, чтобы улучшить положение добросовестных участников рынка. Но вместо этого привилегии создали для заведомо недобросовестных, – зачитывала по бумажке советник генпрокурора Татьяна Васильева.

Удивительно, но Госдума и Совет Федерации, обычно выступающие в КС солидарно с силовиками, на этот раз нарушили традицию.

– Закон не противоречит Конституции, он был принят на фоне призывов не кошмарить бизнес, – напоминал представитель Совета Федерации Александр Саломаткин.

– Лучше наказывать рублем, чем тюрьмой, – вразумлял представитель Госдумы Дмитрий Вяткин.

По его словам, чтобы и бизнесмены, и их клиенты были довольны, депутаты могут ввести дополнительные мошеннические статьи для руководителей финансовых пирамид и махинаторов в сфере долевого строительства. Соответствующие законопроекты уже внесены в парламент.

Коммерсанты несут большие риски, зависимы от кризисов и законодательных пертурбаций, а поэтому спрашивать с них нужно мягче, указывали в письменных отзывах полпред правительства Михаил Барщевский и бизнес-омбудсмен Борис Титов.

– Статья появилась после экономического кризиса 2008 года. Тогда у многих предпринимателей, кредитовавшихся в долларах, задолженность в рублях возросла. Им пришлось сознательно решать: это обязательство я исполняю, а это – нет. Если речь здесь и идет о мошенничестве, то оно несет меньшую общественную опасность, чем обычные мошеннические действия, – объяснял представитель аппарата федерального бизнес-омбудсмена Алексей Рябов.

По мнению господина Рябова, издержки с бизнесменов нужно взыскивать в гражданском порядке – такие иски практически обречены на успех. Впрочем, Данила Яковлев парировал: и почти бесполезны. Жертвы Слепцова, например, выиграли все гражданские дела. Но компенсаций не дождались – потому что фирма «Бизнес Ямал» была оперативно ликвидирована.

Конституционный суд сформулирует решение по делу в течение нескольких недель. Как правило, постановление выносят в закрытом режиме и оглашают публично.

– Надеюсь, что любое решение КС не повлечет за собой уголовного преследования сидящих в зале, – пошутил под занавес рассмотрения дела глава суда Валерий Зорькин.

От мнения специалистов по толкованию Конституции будет зависеть не только судьба бизнесмена Слепцова, но и сроки уже осужденных предпринимателей-мошенников, с которыми суды слишком миндальничали, считает Данила Яковлев. Решение КС может стать основанием для пересмотра дел, надеется он.

Возможный отказ от поблажек также ужесточит ответственность для руководителей многочисленных турфирм, прогоревших в последние полгода. Напомним, сейчас Следственный комитет пытается привлечь их к ответственности именно за мошенничество.

Софья Вертипорох,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях