Со стороны Михайловского замка раздался барабанный бой. Когда процессия приблизилась, стало ясно, что такую музыку Михаил Лермонтов вряд ли мог услышать при жизни — группа детей в сопровождении педагогов и дамы, одетой в алый мундир с кивером, маршировали под нечто среднее между самбой и трайблом. На Марсовом поле готовились провести флэшмоб к 200-летию поэта. «Фонтанка» решила выяснить, хорошо ли участники флэшмоба знакомы с творчеством именинника и насколько дорог Лермонтов Петербургу.
«Штанишки подтянули, начали! – скомандовала девушка с красивыми букольками, перехваченными романтической заколкой в форме цветка. – Вы опять не оттуда выбегаете!» Студенты в белых футболках поверх теплой одежды послушно строились заново и учились выбегать оттуда. В сторонке взрослые дамы держали связки белых и голубых шариков. Дамы мерзли и, приплясывая на месте, напевали: «Я тучка-тучка-тучка, я вовсе не медведь!» Хотя тематика мероприятия требовала песни про другую, менее веселую тучку.
Флэшмоб «В небесах торжественно и чудно» нарушил все пять принципов «мгновенной толпы»: спонтанностью тут и не пахло, централизованное руководство было налицо, пропаганда оплаченных из бюджета мероприятий тоже — на футболках красовалась эмблема празднования 200-летия Лермонтова под эгидой Межрайонной централизованной библиотечной сети имени его же. Участники явно были знакомы между собой, и анонс мероприятия для прессы был размещен загодя.
Пока группа с барабанщиками пересекала Марсово поле, собравшиеся репетировали поздравительную кричалку, помогая себе руками: «Он в истории стихами на века оставил след, так почтим его словами: Лермонтову – 200 лет!» Происходящее напоминало урок семафорной азбуки, которую на флоте упразднили в 2011 году, только без флажков.
Наконец, перешли к репетициям под звуки барабанов. «Он, наверное, уже двести раз в гробу перевернулся», – сказала одна участница другой.
Собственно мероприятие заняло минут пять. В завершение участники выстроились в каре, которое с высоты птичьего полета должно было читаться как буква «Л». В воздух начали подниматься шары — связками и поштучно. Последнюю связку почему-то долго не отпускали, но в конце концов обрела свободу и она.
У корреспондента «Фонтанки» к собравшимся был только один вопрос: вспомнит ли кто-нибудь хотя бы пять стихотворений, написанных человеком, ради которого в этот нежаркий день они вышли на Марсово поле? Ну, не стихотворений — произведений. Только названия или первые строчки, не надо читать наизусть целиком, боже упаси. Попавшиеся на этот нехитрый замер знаний честно признавались, что им стыдно. Говорили, что сейчас проходят не Лермонтова, а Эмиля Золя. Одна девушка, увидев, что к ней приближаются журналисты, и понимая, зачем, бросилась бежать, издавая выражающий неопределенный спектр эмоций звук «и-и-и-и!».
Те, кто бежать не стал, вспоминали «Белеет парус одинокий», «Бородино» и, помня, в какой акции поучаствовали, «В небесах торжественно и чудно!». А начало этого стихотворения, между прочим, «Выхожу один я на дорогу». Сегодня Лермонтов на Марсовом поле и впрямь мог ощутить экзистенциальное одиночество.
Но шарики летели, они были голубые и белые. И было и торжественно, и вполне чудно.
Бюджету Петербурга празднование 200-летия Михаила Юрьевича Лермонтова обошлось в 14,25 млн рублей. Выставки, мастер-классы и представления начались еще в апреле. Львиная доля расходов пришлась на «Петербургский маскарад» в Александровском саду в середине июня и на межмузейный проект «Герой нашего времени» в Конюшенном корпусе ЦПКиО им. С.М. Кирова. На подбор исполнителей и репетиции «Петербургского маскарада» ушло 390 тысяч рублей, 160 тысяч на музыку, звук и видеосопровождение, 313 тысяч рублей — на техническое обеспечение проекта, организация уличного представления обошлась в 400 тысяч рублей, игры и «живые картины» – в 192 тысячи. Еще на 270 тысяч рублей купили реквизита и бутафории.
Расходы на «Героя нашего времени» в сумме оказались больше. На печать растяжек на мосты с информацией о мероприятии потратили 170 тысяч рублей. На баннерную рекламу на сайте "Афиша.ру" — 179 тысяч рублей. На музыку и цветы для открытия выставки – в общей сложности 80 тысяч рублей. Еще 76 тысяч на изготовление и размещение на наклонных эскалаторах метрополитена Санкт-Петербурга звуковой рекламы. А вот каталог межмузейной историко-художественной выставки обошелся в 1,1 млн рублей.
Еще 2,6 млн рублей было потрачено на реставрацию памятника поэту у дома 54 по Лермонтовскому проспекту. Остальные акции и мероприятия потребовали и вовсе скромных бюджетов. Например, одно из самых заметных событий, моноспектакль Светланы Крючковой «А он, мятежный, просит бури…», обошелся в 172 тысячи рублей.
Скромно, особенно на фоне недавних расходов на 700-й юбилей Сергия Радонежского.
Как ранее сообщала «Фонтанка», только конференций и концертов в честь святого было проведено на 19 млн, 18 млн ушло на информационную поддержку и 89,5 млн – на реставрацию церковных объектов. Праздничный концерт с ораторией обошелся в 7 млн. В общей сложности на праздник Сергия Радонежского потратили 127 млн.
Так что Лермонтов городу обошелся совсем недорого. На что вообще мог рассчитывать человек, написавший граничащее с национал-предательством «Прощай, немытая Россия!». Впрочем, и в его творчестве отыскалось лыко в строку. Премьер-министр Дмитрий Медведев на своей странице в Facebook намекнул стихотворением «Два великана»: «В шапке золота литого/ Старый русский великан/ Поджидал к себе другого/ Из далеких чуждых стран».
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»