Шведский хэтчбек последним из поставляемых в Россию моделей Volvo получает мотор нового поколения. Поможет ли это продвинуть на нашем рынке удачную машину, оказавшуюся в неудачной рыночной нише? Что важнее в России – мотор или дорожный просвет?
В условиях, когда весь мир перессорился – вроде бы по политическим причинам, хотя в любой шофёрской курилке вам популярно объяснят, что на самом деле из-за нефти и газа, – шведы продолжают не на жизнь, а на смерть биться за экономичность двигателей Volvo. Можно по-разному относиться к экологическому движению и борьбе с вредными выбросами (кто говорит, мол, зелёные планету спасают, кто – что бизнес делают), но в любом случае «экономичность лучше, чем неэкономичность».
Напомним, ещё в прошлом году назад Volvo анонсировал переход на новую линейку дизельных и бензиновых турбированных моторов серии Drive-E. За прошедшее время эти двигатели «отметились» на всех автомобилях Volvo, поставляемых в Россию, кроме V40 Cross Country. И вот на днях продажи хэтчбека, оснащённого Drive-E, начнутся в Европе; российские же дилеры приступят к приёму заявок на V40 c новой силовой установкой к концу года.
Надо сказать, что V40 Cross Country, который в России получает новый мотор последним из всех своих земляков – не самая заметная машина в модельном ряду Volvo, но не лишённая своих достоинств. Правда, не во всех комплектациях. Скажем, переднеприводная версия со 114-сильным или даже 180-сильным моторами ничем выдающимся похвастаться не может. Ну, машина и машина. Ну, элегантная. Ну, построенная педантичными шведами… на деньги богатых китайцев, купивших Volvo 4 года назад.
Volvo V40: скандинавский дизайн
Но всё меняется, когда мы имеем дело с полноприводным V40 с пятицилиндровым турбированным двигателем мощностью 249 сил, «выезжающим из сотни» за 6,4 секунды – согласитесь, сразу получается совсем другой аппарат.
Тут во всей красе работает старое правило: чем мощнее мотор, тем интереснее машина, даже если вы ездите на ней очень и очень аккуратно и неторопливо. Теоретически V40 мог бы составить ощутимую конкуренцию несколько аскетичной Audi A3, которая давно стала лицом сегмента бодрых полноприводных пятидверок.
Куда табун дели?
Но это теоретически. А на практике V40 Cross Country AWD дороже, чем Audi A3 Sportback quattro, на 185 тыс. рублей (от 1 млн 449 тыс. рублей против 1 млн 264 тыс. рублей), и на этом фоне вряд ли превосходство в 69 лошадиных сил ощутимо помогает шведскому производителю. Дело в том, что разница в заявленной динамике невелика – Audi набирает 100 км/час всего на 0,4 секунды дольше.
И это при том, что швед тяжелее немки всего на 58 кг! Возникает вопрос: куда дели как минимум полсотни сил? «Придушили» в интересах безопасности? Тогда зачем эти силы вообще были нужны? Получается, единственное, чего добились шведы таким форсажем мотора, – это увеличения расхода (8,3 литра в смешанном цикле у Volvo против 6,6 литра у Audi).
Сейчас Volvo пытается заявлять полноприводный V40 Cross Country как кроссовер для приверженцев активного образа жизни. Точнее, этот автомобиль занимает в линейке Volvo ту нишу, которую должен был бы заполнить вседорожник классом пониже, чем XC60, – поменьше размером и с более доступной ценой.
Не туда
Конечно, при дорожном просвете в 14 с половиной сантиметров – это в России-то! – замена получается, мягко говоря, неполноценной, поэтому V40 и приходится конкурировать с A3. А логичнее было бы, наверное, побороться с Audi Q3. В этой паре ценовое соотношение складывается уже в пользу Volvo, в то время как преимущество Audi в экономичности сокращается до несущественных 0,6 литра на 100 км пути. Но у немцев припасён второй козырь – клиренс. У Q3 он пусть всего на 10 мм, но превышает психологически значимый для среднего отечественного потребителя порог в 16 сантиметров.
Справедливости ради надо сказать, что достоинства V40 не ограничиваются полным приводом и рьяным мотором.
Во-первых, приятно порадуют взаимопонимание двигателя и АКПП, информативный руль, грамотные настройки подвески – всё вместе даёт ощущение послушной машины, "сильной и умной".
Во-вторых, задний диван складывается в ровный пол, образуя одну плоскость с багажником.
Ну и в-третьих (тут остановимся, чтобы не увлекаться) – достоинств скандинавского дизайна никто не отменял. В этой номинации V40 легко поспорит с подавляющим большинством немецких (и не только) одноклассников.
И тем не менее, похоже, что V40 Cross Country AWD – это удачная машина, оказавшаяся в неудачной рыночной нише. У моноприводных версий V40 судьба не так драматична, но в целом приходится признать, что немецкие маркетологи пока точнее распределяют свою модельную линейку. Да и по признанию старшего вице-президента Volvo Леха Керссемейкерса, небольшой кроссовер стал бы гармоничным дополнением для текущего модельного ряда Volvo.
По сделанному на днях официальному заявлению Volvo, в 2018 году пробел в модельной линейке скандинавов заполнит запланированный к выпуску XC40 – видимо, он-то и померяется силами с Q3. Новое поколение V40 обещано раньше – в 2016 году, но вряд ли это изменит расклад сил, так что схватка, которую полноприводный V40 продолжит с конкурентами, рискует остаться неравной.
Пока же сообщается, что при начавшемся переходе на моторы Drive-E старшие версии нынешнего поколения V40 получат двигатели мощностью 245 л.с. с крутящим моментом в 350 Н/м. С этими моторами будут поставляться только полноприводные машины. Таким образом, есть шанс, что новые двигатели уравняют счёт между Volvo V40 и его ближайшими конкурентами по крайней мере в вопросах топливной экономичности.
Сообщается, что стартовые цены для разных комплектаций на полноприводный V40 Cross Country с новыми моторами не изменятся и будут колебаться от 1 млн 449 тыс. руб. до 1 млн. 579 тыс. руб (в линейке V40 появляется топовая комплектация Ocean Race).
Извините за подробности
Любопытно, что и бензиновая, и дизельная версии Drive-E имеют один и тот же рабочий объём – два литра. При этом мощность бензиновой версии может колебаться (для разных моделей машин) от 140 до 310 сил, а дизельные моторы выпускаются в версиях мощностью от 120 до 230 «лошадей».
На сегодняшний день в нашей стране моторы нового поколения предлагаются, например, на переднеприводных Volvo S60 (245 сил, бензин) – однако полноприводные версии этой модели по-прежнему оснащаются двигателями предыдущей линейки. Так, для S60 ближайшим аналогом упомянутого Drive-E является мотор старого образца объёмом 2,5 литра и мощностью 249 лошадиных сил.
Из занятных особенностей бензиновых моторов Drive-E – интеллектуальная помпа жидкостного охлаждения и бесступенчатое изменение фаз газораспределения (извините, дорогие читатели, но для некоторых из вас эти душераздирающие подробности имеют и смысл, и значение). Дизельные моторы серии получили «персональный» компьютер на каждую топливную форсунку для более точной дозировки солярки.
Постепенно двигатели Drive-E заменят все известные российским потребителям четырёх-, пяти- и шестицилиндровые рядные двигатели, устанавливаемые на автомобили Volvo.
Как усложнение двигателей повлияет на их ремонтопригодность, на стоимость владения, на чувствительность к составу топлива, наконец, на снижение расхода топлива – можно будет судить через пару лет, когда накопится опыт эксплуатации.
Резюме: Вы считаете, что лучше снизить центр тяжести автомобиля, чем увеличить дорожный просвет? Задумываетесь о полноприводном быстром хэтчбеке, но Audi A3 на ваш вкус «суховата»? Присмотритесь к Volvo V40 Cross Country. Можно дождаться машины с новым двигателем, который, скорее всего, несколько снизит ваши затраты на бензин. А можно в конце года воспользоваться «беспомощным положением» дилеров – с ними такое происходит ежегодно – и попытаться получить серьёзную скидку на версии с мотором предыдущего поколения.