Первый показ ленты прошел год назад на родине Инны Рогачий в Днепропетровске. Там он демонстрировался в центре «Менора», на базе Украинского института изучения Холокоста «Ткума». За минувший год ленту показывали в Европарламенте в рамках семинара, посвящённого Холокосту; в парламенте Литвы; ленту приобрел музей Yad Vashem, она показывалась на многих международных кинофестивалях.
И вот теперь Хельсинки. Зрителей по финским масштабам достаточно много - человек 150, и что, пожалуй, главное, качественный состав аудитории авторитетен, так как финским организатором мероприятия выступила еврейская община, объединённая обществом «Кармель». Среди зрителей много представителей предпринимательских кругов, художественной интеллигенции, журналистов, дипломатов и даже от «генштаба».
После показа картины спрашиваю Инну, почему между записью интервью с Симоном Визенталем и выходом картины такой огромный перерыв в целых 8 лет?
- За это время я убедилась, что тема становится все более актуальной, - отвечает Инна Рогачий и поясняет: – То, что сейчас происходит на Украине, заставляет отчаянно трубить и напоминать о прошлом. Сегодня на Украине официально зарегистрировано 27 националистических и неонацистских организаций. Все это происходит с молчаливого одобрения нынешнего руководства Киева, которое, к сожалению, пользуется поддержкой со стороны Евросоюза и США. Поэтому я считала и считаю своим долгом перед памятью жертв Холокоста рассказать о том, что происходило уже после трагедии, например, об утаивании фактов преступлений, многочисленных случаях укрывательства и содействия нацистам, о «крысиной тропе» в Испании, через которую нацистов переправляли в Латинскую Америку, и прочее, прочее, что ведет к возрождению коричневой чумы.
В этой связи на память пришла мизансцена 35-летней давности. Где-то в середине лета 1980 погожую тишину на улице Лёнротинкату, что в центре Хельсинки, нарушил равномерный барабанный стук. «Бух-бух», я выглянул из окна бюро агентства печати "Новости" в Финляндии и увидел одинокого стриженого наголо мужчину с восточными чертами лица, одетого в оранжевый балахон. Он стоял на углу улицы и с каменным выражением лица, молча с небольшими перерывами стучал в большой бубен. Постоял, постучал и пошел в сторону Национального оперного театра (ныне Александровский), опять постучал и свернул на Булеварди. В голове мелькнуло: театралы проводят летную акцию и устроили этот перформанс.
Но не тут-то было. На следующий день все повторилось, мужик опять прошел по улицам центра Хельсинки, стуча в бубен. Я выяснил, что это буддистский монах проводит санкционированную акцию, пробуждая человечество к миру. В голове невольно вырисовалась аналогия с песней "Бухенвальдский набат" в исполнении Муслима Магомаева: «это раздается в Бухенвальде колокольный звон… люди, будьте зорче втрое, берегите мир».
Да, права Инна, как и тот монах, надо стучать тревогу и не допустить дальнейшего расширения фашистской заразы, которая словно чума на этот раз поднимает голову благодаря попустительству нынешнего киевского руководства.