Смольный и Законодательное собрание готовятся лишить муниципальные образования государственного заказа, фактически отбирая у 111 МО право самостоятельно выбирать поставщиков и подрядчиков. Реформа, одобренная 13 октября на заседании бюджетно-финансового комитета ЗакСа, вызывает противоречивые чувства у наблюдателей. Сторонники Алексея Навального неожиданно оказываются на стороне власти, а местные органы готовятся отбиваться от медвежьей услуги.
Законопроект «О регулировании отдельных вопросов контрактной системы» регламентирует вопросы централизации государственного заказа, вопросы проведения аудита госконтрактов и процедуру общественного обсуждения в Петербурге. Документ уже внесен на рассмотрение парламента и сейчас «отлеживается» в парламентских комитетах перед первым чтением. Автором проекта указан БФК, но он был разработан по инициативе Смольного вместе с комитетом по государственному заказу Петербурга.
Согласно законопроекту внутригородские образования будут вправе передать государственным органам или уполномоченным ведомствам функции по определению поставщика по государственным контрактам. И хотя в Смольном подчеркивают, что переход будет абсолютно добровольным, опыт подписания специальных соглашений между муниципалами и Контрольно-счетной палатой Петербурга (подписались почти все МО) говорит о намерении повсеместно внедрить новшество. На практике это будет означать, что за муниципалитетами сохранится вся черновая работа: составление адресной программы, написание технических заданий, составление плана закупок и прочее. А вот государственная власть (как уточнил замглавы комитета по государственному заказу Владимир Зимин, с 2015 года это будут районные администрации) получит право размещать информацию о конкурсах на сайте госзакупок, проверять заявки на участие и проводить процедуры по отбору поставщиков.
При этом у муниципалов заберут права проводить закупки не только за счет средств, полученных из городского бюджета в виде дотаций и субсидий, но и собственных доходов МО.
Как утверждают в комитете по госзаказу, идея отобрать у местных властей госзаказ появилась во время обучающих семинаров местных чиновников. Мол, специалистов в местных органах власти мало, поэтому целесообразно передать полномочия государственному органу. Помимо низкой квалификации муниципальных служащих кулуарно среди разработчиков проекта поясняют, что есть еще две причины для возникновения данной инициативы. Во-первых, 44-й ФЗ (закон о контрактной системе, сменивший 94-й ФЗ о государственных закупках) не учитывает особенностей внутригородского устройства Петербурга и Москвы. А во-вторых, полагают в коридорах властных органов, новшество позволит бороться с многочисленными нарушениями при заключении госконтрактов. Среди основных хитростей, которыми пользуются МО, называют использование при размещении контрактов латиницы и сканов документов вместо текстовых форматов, основными претензиями — аффилированность компаний-победителей с местными депутатами и служащими и неисполнение контрактов.
Руководитель петербургского отделения «Фонда борьбы с коррупцией» Дмитрий Сухарев всячески приветствует принятие данного законопроекта. «Большинство муниципалов, так сказать, дикие. Они сами устраивают конкурсы, сами назначают победителей, сами проверяют качество работ. И конечно, данный законопроект с этой точки зрения снизит коррупционный фактор. С другой стороны, они еще и неграмотные — не знают, как правильно составить техническое задание, как его разместить. Принятие закона дает надежду, что хотя бы документация будет составлена более грамотно. Кроме того, почти все муниципалитеты ежегодно устраивают конкурс на размещение госзаказа, отдавая за это от 300 тысяч до 1 млн рублей. А так они будут экономить эти деньги, лучше на них скамейки установить».
Опрошенные "Фонтанкой" эксперты опасаются, что принятие законопроекта приведет к перемещению коррупции с местного уровня в районы. Но Сухарев считает, что оснований для беспокойства нет: «Потому что принимать работы у поставщиков будет муниципалитет. Соответственно, если какая-то компания получила контракт не самым честным путем, договариваться о приемке работ ей надо будет не с одним человеком, а сразу с несколькими. А это осложняет процесс».
Экс-кандидат в муниципальные депутаты, помощник депутата ГД Оксаны Дмитриевой Павел Швец полагает, что в принципе законопроект имеет право на жизнь. «Мы проверили муниципальные контракты. Качество оформления документации, конечно, поражает. У каждого МО свой взгляд, как оформлять документы, в какие сроки. Мы видели, как объявляли конкурс на проведение банкета накануне события, как подводили итоги в период, когда уже должно быть завершено исполнение контракта. Так что в целом,передача функций — довольно правильное направление. Мне интересно, как это будет реализовано на практике», – заявил Швец. Кроме того, он обращает внимание, что остается неясным, как и из какого бюджета будет оплачиваться работа госслужащих, которые возьмут на себя обязанность проводить конкурсы для внутригородских образований.
Впрочем, у законопроекта нашлись и противники. В частности, местные депутаты, отказавшись авторизованно общаться с «Фонтанкой» по поводу инициативы госвластей, тем не менее бросали в телефонную трубку: «Они (Смольный и депутаты) не имеют права лезть в дела муниципальной власти, мы сами себя проверяем». Депутат ЗакСа от «Единой России» Андрей Васильев назвал этот законопроект попыткой «сломать муниципалов через колено». Он уверен, что реформа встретит большое сопротивление на местах. Справедливоросс Алексей Палин отметил на заседании БФК, что «фактически госорганы начнут диктовать муниципалам, что закупать».
Бывший депутат МО «Екатерингофское» Александр Шуршев также отрицательно отнесся к инициативе: «Мне кажется, это только усугубит ситуацию с нашими муниципалитетами. Они и так не очень независимы, хотя муниципальная и государственная власть у нас по Конституции разделены. А так они станут еще более зависимы от госорганов. Кроме того, мы видим, что и на уровне исполнительной власти бывают те же нарушения, что и в МО».
Глава Совета муниципальных образований Всеволод Беликов официально умеренно поддержал законопроект: «Если это не наша обязанность, то, в принципе, его можно принять. У нас есть маленькие поселки, где очень мало служащих, поэтому им некогда заниматься еще и вопросами госзаказа». При этом Беликов заявляет, что никаких скандалов, связанных с муниципальным заказом, в Петербурге нет, а сама система «абсолютно прозрачна».
Претензии к организации муниципального заказа есть как со стороны общественных активистов, так и со стороны представителей власти. Например, МО «Остров Декабристов» оказался в центре двух уголовных дел о хищении средств в крупном (818 тыс. руб) и особо крупном (10 млн рублей) размере. Дело касается контрактов на благоустройства территории, которые были заключены с ООО «СК «Технострой» (правда в СК предполагают, что это было некое «неустановленное лицо, действующее от имени» компании).
В МО № 72 (Фрунзенский район) ежегодно заказывают на 2,5 млн рублей фарфоровые чайные сервизы с голубой сеточкой и золоченным узором ко дню пожилого человека. Техническое задание отличается поразительной проработанностью — вплоть до оттенка синего в CMYK - схеме и размера ячеек сеточки. Каждый год конкурс выигрывает некая ООО «ИТ». МО «Черная речка» в 2010 году заключило договор ценой 333 000 рублей на проведение Дня матери в 2010 году с ООО «Агентство Аргентум Мьюзик», аффилированным с двумя местными депутатами: Ниной Ракитиной и Алексеем Низовцевым. В МО «Звездное» работает Константин Владимиров, председатель общественной организации инвалидов по социальной защите и содействию в трудоустройстве «Верба». Занимательно, что именно «Верба» в 2013 году выиграла конкурс на 2 399 200 рублей, обязавшись оказывать услуги «по созданию, опубликованию (размещению) и распространению информации для муниципальных нужд. Конкурентов не было.