
Обвиняемый в соучастии в совершении теракта в «Макдоналдсе» на Невском проспекте в 2007 году командир отделения спецназа ветеран боевых действий Виталий Царенко полностью признаёт вину и настаивает на прекращении своего уголовного преследования в связи с истечением срока давности, но в Следственном комитете считают, что ему сначала следует провести психиатрическую экспертизу.
Неустановленное лицо
Взрыв в ресторане «Макдоналдс» на Невском проспекте произошёл 18 февраля 2007 года. 10 человек получили лёгкие телесные повреждения, ресторану был нанесён ущерб, оцененный в 2 миллиона рублей. Санкт-Петербургский городской суд решил, что это преступление совершили трое: Федор Ковальчук (получил 15 лет лишения свободы), Владимир Косяков (6 лет) и Евгений Скоров, которому назначили условное наказание. Ещё одного бывшего обвиняемого Александра Петрищева суд оправдал. В отдельное производство было выделено уголовное дело в отношении неустановленного лица.
Роль неустановленного лица, по мнению Следственного комитета, сводилась к участию в изготовлении взрывчатого вещества и к сидению за столиком в «Макдоналдсе» – чтобы Ковальчуку удобно было положить взрывпакет рядом с местом, занятым своими. Следствие полагает, что столик молодые люди занимали втроём: Евгений Скоров, Александр Петрищев и Виталий Царенко.
К тому моменту, как технические мероприятия, проводившиеся в отношении участников событий, привели к выводу о соучастии в теракте Виталия Царенко (о его задержании спецслужбы сообщили 5 сентября 2014 года), он успел вырасти из несовершеннолетнего в настоящего защитника родины. Сегодня он сержант спецназа, командир штурмового отделения разведроты специального назначения Северо-Западного военного округа, ветеран боевых действий. Этот список, наверное, можно было бы продолжить, если бы не рамки, установленные законом о государственной тайне.
Опоздали на 17 дней
4 сентября молодому человеку предъявили обвинение, после чего он был арестован на месяц. 1 октября Следственный комитет вышел в Куйбышевский районный суд с ходатайством о продлении ареста – и это ходатайство было удовлетворено. Суд вынес постановление о продлении Виталию Царенко срока содержания под стражей до 2 марта 2015 года. Царенко полностью признал вину и заявил о раскаянии, а адвокат Марина Белинская попросила Следственный комитет прекратить уголовное преследование в связи с истечением срока давности.
Когда в «Макдоналдсе» прогремел взрыв, Виталию Царенко ещё не исполнилось 18 лет, он учился в колледже. Преступление, предусмотренное пунктом «а» части 2 статьи 205 УК РФ («Террористический акт, совершённый группой лиц по предварительному сговору или организованной группой»), в совершении которого обвиняется Царенко – особой тяжести, срок привлечения к уголовной ответственности по этой статье на тот период времени составлял 15 лет. А 94-я статья Уголовного кодекса предусматривает двукратное сокращение срока привлечения к уголовной ответственности для несовершеннолетних.
Эти доводы Белинская привела в ходатайстве о прекращении уголовного преследования подзащитного. По мнению адвоката, предусмотренный законом срок привлечения молодого человека к уголовной ответственности за взрыв в «Макдоналдсе» истёк 18 августа 2014 года – за 17 дней до его задержания. Следователь удовлетворять ходатайство адвоката отказался, мотивировав это неожиданным образом: на момент рассмотрения ходатайства у него не было уверенности в том, что Царенко не возражает против прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям – в деле не было соответствующей бумажки.
Плюс экспертиза
В качестве обоснования необходимости продления ареста обвиняемому следователь, в частности, привёл неожиданный довод – оказывается, молодому человеку назначена психиатрическая экспертиза.
Царенко написал отдельное заявление, в котором выражает согласие на прекращение его уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям. Он остается под арестом, Следственный комитет продолжает расследовать уголовное дело, а адвокат Белинская обратилась в Октябрьский районный суд Петербурга с требованием отменить постановление следователя об отказе в прекращении уголовного преследования её клиента.
Возможно, у Следственного комитета имеются какие-то другие причины не расставаться с Виталием Царенко, о которых пока работники этого ведомства попросту не хотят говорить.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»