В 2015 году в Петербурге все-таки подорожает проезд на общественном транспорте. Как рассказал глава комитета финансов Эдуард Батанов, повышение стоимости заложено в проект бюджета на 2015 год, при том что субсидия перевозчикам и метрополитену все равно будет увеличена с 20 млрд рублей до 22 млрд. По информации «Фонтанки», новые тарифы еще не определены, но ранее в Смольном говорили, что поездка на метро может вырасти до 30 рублей, на автобусе, трамвае и троллейбусе – до 27 рублей.
В 2015 году транспортные перевозчики получат государственную субсидию в размере 22,1 млрд рублей: такая сумма заложена в проекте бюджета на 2015 год, который разработал комитет финансов. Это на 2 млрд больше, чем в 2014 году. Так, ГУП «Петербургский метрополитен» получит 9,7 млрд, что на 1,3 млрд больше чем в 2014 году. «Горэлектротранс» вправе рассчитывать на 4,8 млрд («плюс 300 млн» по сравнению с 2014 годом), а «Пассажиравтотранс» и частные автобусные компании, обслуживающие социальные маршруты, – на 7,6 млрд (плюс 600 млн).
Напомним, что государство выплачивает субсидию для покрытия разницы между доходами городских перевозчиков и их расходами. В том случае, если она не покрывает всех заявленных расходов, то Смольный должен санкционировать повышение стоимости проезда. Как рассказал журналистам глава комитета финансов Эдуард Батанов, в проект бюджета на 2015 год, который внесен в городское правительство, заложено увеличение тарифов. По его словам, если бы субсидия осталась на уровне 2014 года, то цены на проезд пришлось бы поднять на пять рублей. Однако Эдуард Батанов затруднился сказать, насколько вырастет стоимость при субсидии в 22 млрд рублей.
В августе, выступая перед членами Бюджетно-финансового комитета ЗакСа, глава комитета по транспорту Александр Воробьев говорил, что, согласно одному из вариантов, стоимость одного жетона может вырасти до 30 рублей вместо нынешних 28, а билет на автобус, трамвай или троллейбус – до 27 рублей вместо 25 рублей. Впрочем, как говорят собеседники «Фонтанки» в Смольном, окончательно размер повышения еще не определен: пока лишь принято принципиальное решение о том, что правительство пойдет на этот шаг. В частности, в итоге проезд может подорожать на рубль, а не на два. «Сначала бюджет должно утвердить правительство, потом – парламент. После этого комитет по тарифам приступит к расчетам, которые впоследствии еще должен утвердить губернатор», – говорит один из собеседников «Фонтанки».
Теоретически Смольный еще может пойти на попятную и увеличить размер субсидии – либо при внесении бюджета в ЗакС, либо при его корректировке во втором чтении. Однако нужно учесть, что в нынешнем варианте главного финансового закона Петербурга дефицит уже составляет 50 млрд рублей. При этом в проекте не учтен целый ряд крупных объектов, работы на которых планировалось начать в 2015 году: это пробивка набережной Макарова со строительством моста через остров Серный (общая стоимость 20 млрд), транспортный обход Красного Села (7 млрд), капитальный ремонт Тучкова моста (2,4 млрд). Кроме того, как рассказал Эдуард Батанов, комитет по строительству намерен включить в адресную инвестпрограмму сразу семь новых школ.
Предполагается, что все вышеперечисленные объекты попадут в бюджет, когда по ним будет готова проектно-сметная документация: либо осенью, либо уже весной, при традиционной корректировке главного финансового закона города. При этом дефицит не может превысить 59 млрд рублей, то есть 15% от доходной части бюджета – таково требование Бюджетного кодекса. Одновременно есть опасение, что весной Смольный будет вынужден корректировать план по доходам – с учетом рецессии экономики Петербурга и всей России. В этих условиях, как отмечают наблюдатели, город вряд ли пойдет на дальнейшее раздувание размера субсидии транспортникам.
Напомним, что последний раз тарифы на проезд увеличивались в январе 2013 года, когда стоимость жетона выросла на 1 рубль, билета на автобус, трамвай и троллейбус – на 2 рубля. В «выборном» 2014 году тарифы было решено не повышать, но при этом резко вырос объем субсидии: если в 2013 году она составила 14,5 млрд, то в 2014-м, как мы уже говорили выше, – 20 млрд. Для сравнения: согласно финансовому отчету ГУПа «Петербургский метрополитен», в 2013 году предприятие получило доход в размере 20,8 млрд. Из них 16 млрд были получены от платы за проезд, а государство дало 4,7 млрд. Доход от размещения рекламы составил только 330 млн, что, как рассказывала «Фонтанка», связано с тем, что ставки на аренду рекламоносителей не повышались уже несколько лет. Расходы составили 21,6 млрд, чистая прибыль – 25 млн. В свою очередь, «Пассажиравтотранс» показал убыток в 154 млн рублей, «Горэлектротранс» – в 53 млн.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»