Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Образ жизни Зачем нашим детям разрешают быть малограмотными?

Зачем нашим детям разрешают быть малограмотными?

1 377
кадр из мультфильма

«Ремонт халдельников», «внемание»... Ошибки повсюду - в объявлениях, в газетах, в sms-сообщениях, в официальных документах, на ценниках. Ошибками уже никого не удивишь, скорее, удивляешься их отсутствию. Откуда пришла эта чудовищная эпидемия неграмотности, с какой стороны? Как мы выяснили, и «сверху», и «изнутри», и «извне»...

«Ремонт халдельников», «внемание»... Ошибки повсюду – в объявлениях, в газетах, в sms-сообщениях, в официальных документах, на ценниках. Ошибками уже никого не удивишь, скорее, удивляешься их отсутствию. Откуда пришла эта чудовищная эпидемия неграмотности, с какой стороны? Как мы выяснили, и «сверху», и «изнутри», и «извне»...

«Ливанское» наречие «олбанского»

«Считаю, ставить оценку за грамотность не нужно. Это сковывает, человек боится сделать ошибку и пишет совсем не так, как мог бы или хотел». Знаете, чьи это слова? Министра образования и науки Дмитрия Ливанова. И сказал он их накануне нового учебного года, на первом заседание Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. Прекрасно, конечно, что Минобрнауки собирается вернуть выпускные сочинения, но можно ли закрывать глаза на ошибки в них и ставить «зачет» за безграмотность? Причем чиновники, видя ошибки выпускников и невозможность сдать ЕГЭ по русскому языку, просто понижают проходной балл и рапортуют об успешной сдаче экзамена. Такое «бесстрашие» может привести подрастающее поколение к разновидности «ливанского» наречия «олбанского» языка (имею в виду язык блогеров, сознательно коверкающих слова).

«К сожалению, тенденция такова – общий уровень грамотности падает, и причин этому много, – говорит доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка РГПУ им. А. И. Герцена, соавтор передачи «Говорим по-русски» Валерий Ефремов. – Во-первых, изменилась система обучения в школах, уроки по русскому языку направлены не на изучение орфографии и пунктуации, а на сдачу итоговых тестов ЕГЭ. Во-вторых, падает культура речи, достойных образцов для подражания становится все меньше и меньше. В-третьих, ситуация в крупных городах обостряется тем, что для многих жителей русский язык не является родным языком. Поэтому на рынках мы вынуждены покупать «грибфриты и апилсны» у продавцов, которые не знают, как правильно пишется то, чем они торгуют».

Но как уровню грамотности не упасть, если фактически сразу после «программного» выступления самого министра подведомственный Рособрнадзору Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) установил параметры оценки сочинений, которые выпускники станут писать наряду с ЕГЭ. Вузы будут оценивать итоговые сочинения по десяти критериям, школы – по пяти. А поскольку у школьников за сочинения есть только две оценки – "зачет" или "незачет", то эксперты предлагают оценивать всего пять параметров – соответствие теме, аргументацию и наличие отсылок к литературе, композицию, качество речи и грамотность. По поводу грамотности... Отныне школьникам разрешено делать до пяти ошибок (речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных) на сто слов. "Незачет" же выпускник получит, если ошибок будет столько, что они "затруднят чтение и понимание текста".

Девальвация «великого и могучего»

Думается, что корень проблемы в том, что грамотность в нашей стране перестала цениться. Только тонкая прослойка людей владеет безупречным языком, для кого ошибка – как «ножом по стеклу», для большинства же (включая людей с высшим образованием) ошибки перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. Человек, как «существо ленивое», конечно, стремится все упростить, и если коммуникация происходит, а друг друга мы еще понимаем, то, значит, все в порядке. Исходя из исследований лингвистов, сейчас большинство горожан говорят на просторечье, не задумываясь и не рефлексируя, что они говорят и тем более пишут друг другу.

Вопрос об упрощении языка – из разряда вечных. В свое время упразднился старославянский, в 1918 году отказались от «ятей», «еров», а 1964-й чуть не воплотил в жизнь такие слова, как «мыш» и «заец» (эту реформу, к счастью, не провели). И все это, естественно, сопровождалось бурным негодованием. Проблема языка так остро воспринимается в нашей стране еще и потому, что мы из последних сил пытаемся удержать статус нашего «великого и могучего». Вот посмотрите: «Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, — значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приемных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы… Надо откровенно признать, что этот пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания», – писал знаменитый языковед профессор Лев Щерба... восемьдесят лет назад.

Стало больше ошибок или текстов?

Однако, по отношению к современной грамотности... По мнению Егора Заикина, сооснователя и идеолога проекта «Тотальный диктант», с развитием информационных технологий требования к общему уровню грамотности в обществе очень сильно повысились. «Еще 30 лет назад большинство людей никогда не писали публичные тексты, только какие-то личные бытовые записки. Соответственно, у них не было потребности в высоком уровне грамотности – чтобы успешно жить и работать, достаточно было просто уметь читать и писать. А все публичные тексты (в газете, книге или на плакате) тщательно готовились к печати и неоднократно перепроверялись редакторами и корректорами. Сейчас деятельность практически каждого из нас связана с написанием и обработкой каких-то текстов. Более того, огромное количество написанных текстов становятся доступными публично в интернете. Если раньше наши ошибки были только нашей небольшой тайной, то теперь они становятся достоянием публики. Грамотность стала одним из необходимых требований к каждому человеку», – заключает Егор Заикин.

Об ошибках в СМИ и художественной литературе – вообще отдельный разговор. Беда в том, что за последнее 20 лет в десятки раз умножилось количество изданий, а вот число корректоров выросло незначительно. Зарплата корректора, судя по вакансиям, размещенным на основных рекрутинговых сайтах, в среднем по Петербургу не превышает 20 тысяч рублей, и это при том, что профессиональных корректоров всегда было мало. Получается, что сам источник грамотности – качественные, вычитанные и откорректированные тексты – отсутствует. Помните, раньше в книгах можно было встретить вкладной листочек с указанием опечаток и ошибок в издании? А сейчас вы такой видели?

Виной всему интернет и реклама?

«Современные ошибки связаны с тем, что источником чтения являются тексты сайтов и сообщений в социальных сетях, которые изначально, сознательно или нет, но содержат различные ошибки, и человек, постоянно читающий текст с ошибками, запоминает неправильное написание, – объясняет психолог Института мозга человека РАН Андрей Соколов. – Наш мозг так устроен, что если сто раз прочитать слово или предложение с ошибками, то в последующем человек будет его писать чаще всего уже с ошибками». Безусловно, это связано с изменением стиля жизни – огромный массив информации, насыщенная жизнь современного человека просто не дают ему сосредоточиться на вдумчивой проверке собственных текстов.

«Свою роль сыграла и реклама. Рекламисты, увлекающиеся «языковой игрой», сознательно формируют ошибки, – добавляет Валерий Ефремов. – Например, много шума вызвала реклама пива «по-руски» с одной буквой «с», в которой была обыграна фамилия производителя. Рекламу в итоге запретили. Однако таким образом нарушается «презумпция правильности» публичного текста». В итоге читатель видит и понимает: если в газете или на билборде возможно допускать ошибки, то это не так важно. А постоянное использование письменного языка в sms-сообщениях и в социальных сетях приблизило норму языка к разговорной речи. Кстати, с иностранными языками та же ситуация.

Благодаря компьютеру мы также теряем навык написания текста от руки, когда задействованы мануальные навыки, а буквы имеют свой облик. Старшее поколение привыкло проверять себя автоматическим письмом: забыл, как пишется слово, – взял ручку, и рука сама написала правильный вариант, сработала моторика, сформированная еще в школе. А вот с кнопками клавиатуры так не получится – при увеличении скорости добавляются опечатки, удвоенные или перескакивающие друг друга буквы, рядом расположенные буквы вместо нужных и так далее. А еще мы очень редко проверяем написанный текст, быстро отправляем с ошибками и опечатками. А как иначе общаться с пятью «одноклассниками» одновременно в социальных сетях?

А так ли все это важно?

«По постоянно повторяющимся ошибкам в текстах и сообщениях можно судить о внимательности человека, уровне его образования и грамотности, работоспособности, обязательности или необязательности, о его эмоциональном состоянии», – поясняет психолог Андрей Соколов. То есть грамотные люди понимают то, о чем они говорят и о чем пишут. Грамотность — это как маркер.

Психологи также отмечают, что люди с грамотной речью отличаются профессионализмом, поскольку чем чище речь, тем яснее мысль. Это же подтверждает кандидат филологических наук Лада Алпеева: «Грамотность структурирует мозг: у знающего правила грамматики речь становится яснее, а мышление системней. Недаром раньше школьников и студентов заставляли учить латынь».

К выводам о том, что обучение грамотности развивает мозг и изменяет его структуру, пришли авторы исследования, опубликованного в журнале Nature. «Традиционно мы полагали, что угловая извилина помогает преобразовывать буквы в осмысленные слова, однако в реальности этот отдел мозга помогает человеку предугадать, какой будет следующая буква в слове, примерно так, как это делает функция автонабора в sms-сообщениях в сотовых телефонах», – говорят ученые. Поэтому не существует людей с врожденной неграмотностью, есть ленивые люди, мало читающие или с плохой зрительной памятью, у которых не устоялся образ правильного слова.

Работа над ошибками

Значит, все-таки нужно заставлять ребенка переписывать слова, в которых допущена ошибка, и не разрешать долго сидеть в интернете. Развивать грамотность можно и нужно в любом возрасте. Больше читать хорошей литературы, обязательно прошедшей корректуру и редактуру. Психолог Андрей Соколов рекомендует «сосредоточиваться на деятельности, сократить помехи, которые мешают концентрации, выполнять одно дело за другим, а не стремиться сделать все и сразу». Периодически проходить тесты по русскому языку – пусть в игровой форме, выявлять и устранять пробелы, – советует Валерий Ефремов.

Хорошим подспорьем здесь стал набирающий обороты ежегодный флэшмоб «Тотальный диктант», цель которого – повысить мотивацию людей к образованию, сделать так, чтобы все захотели быть грамотными. «Диктант сам по себе никого не делает грамотным, но дает повод задуматься, провоцирует общественную дискуссию, – говорит Егор Заикин. – В течение нескольких недель до и после акции идет активное обсуждение: люди спорят о состоянии русского языка, о месте грамотности в нашей жизни, о художественных достоинствах текста, правильности расстановки запятых. В результате этих дискуссий многие осознают непрочность своих знаний и начинают хотеть учиться – записываются на курсы русского языка, изучают самостоятельно правила. В этом основной эффект тотального диктанта».

В 2014 году тотальный диктант прошел в 360 городах в 47 странах, его писали 63 тысячи человек, еще 52 тысячи посмотрели онлайн-трансляцию. Это люди самых разных возрастов, профессий, национальностей. Есть только один признак, который объединяет участников тотального диктанта – они все говорят на русском языке. Организаторы проекта рассчитывают, что в 2015 году диктант напишут не менее 100 тысяч человек.

Ну а сочинение выпускники российских школ будут нынче писать впервые за последние «пропащие» годы.

Анастасия Демичева, для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях