Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Строительство Цены растут Путину пожаловались на дефицит. Бензина

Путину пожаловались на дефицит. Бензина

1 019
Роман Киташов/ ДП

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша пожаловался Владимиру Путину на дефицит бензина в России и рост цен на оптовом и розничном рынках. По его мнению, крупнейшие нефтяные компании специально не повышают объемы производства бензина, так как это приведет к невыгодному им снижению его стоимости. А Министерство энергетики, по словам участников рынка, не имеет рычагов влияния на крупные нефтегазовые компании. Так что теперь розничным сетям остается надеяться на вмешательство высшего порядка.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша направил письмо президенту России Владимиру Путину, в котором пожаловался на нехватку автомобильного топлива в стране, а также на непрекращающийся рост стоимости бензина на оптовом и розничном рынках.

Как следует из содержания письма, Министерство энергетики поручало нефтяным компаниям к 1 сентября увеличить объем запаса высокооктановых видов бензина в России с 1,4 млн до 1,7 млн тонн, однако производители нефтепродуктов не выполнили это требование, повысив запасы лишь до 1,5 млн тонн.

Помимо этого Евгений Аркуша пишет, что на 233 тыс. тонн не выполнен утвержденный министерством план по производству топлива в июле и на 140 тыс. тонн — в августе. Объем продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке снизился на 280 тыс. тонн в июле и на 209 тыс. тонн в августе. Абсолютных цифр в письме не приводится.

Эти обстоятельства приводят к росту стоимости бензина на оптовом рынке, а затем — на розничном. Как говорится в письме, с января по сентябрь средняя стоимость бензина «Регуляр-92» на биржах выросла на 35,5%, «Премиум-95» — на 32,8%. В рознице Аи-92 подорожал на 7,5% с начала года, Аи-95 — на 6,5%.

Отметим, что с 1 сентября по 1 октября средняя стоимость бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже выросла на 0,7% с 40,1 тыс. до 40,4 тыс. рублей за тонну, стоимость Аи-95 — на 3,4% с 40,7 тыс. до 42,1 тыс. рублей, межсезонного дизельного топлива — на 2,2% с 32,1 тыс. до 32,8 тыс. рублей. С начала года 92-й бензин на бирже подорожал на 33,8% (с 30,2 тыс.), 95-й — на 30,7% (с 32,2 тыс.).

Розничная стоимость бензина Аи-92 в Петербурге, по данным Петростата, в сентябре выросла на 0,9% до 32,06 рубля за литр (с начала года — на 6,6%), бензина Аи-95 — на 1,1% до 35,42 рубля (с начала года на 7%), дизельного топлива — на 0,1% до 33,52 рубля (с начала года на 0,6%), стоимость А-76 (Аи-80) за месяц не изменилась (30,8 рубля), а с начала года выросла на 5,5%.

По убеждению Аркуши, нефтяные компании «не заинтересованы в увеличении объема производства и отгрузки бензина на внутренний рынок, поскольку ограничение предложение приводит на олигопольном оптовом рынке к искусственному повышению цен, что обеспечивает нефтяным компаниям эффективную доходность».

Причины роста своих доходов не скрывают и сами нефтяные компании. Например, "Роснефть" за первое полугодие 2014 года от продажи нефтепродуктов собственного производства на внутренний рынок получила выручку 382,7 млрд рублей, что на 79,9% больше аналогичного периода 2013 года. Это произошло в том числе «вследствие роста средних цен реализации на внутреннем рынке», говорится в документах компании. Выручка «Газпром нефти» за шесть месяцев от продажи в России нефтепродуктов выросла на 18% до 271,5 млрд рублей. Одна из причин — тоже рост цен, говорится в отчетности компании. Отметим, что цены на оптовом рынке устанавливают сами производители.

«Непринятие мер по снижению оптовых цен неизбежно приведет к дальнейшему росту розничных», — пишет Аркуша.

Как сообщил «Фонтанке» сам автор письма, ответа он еще не получил. В министерстве энергетики обещали прокомментировать ситуацию не раньше 3 октября.

В конце прошлой недели проблему обсуждали на заседании Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, где присутствовали представители «Татнефти», «Башнефти», ЛУКОЙЛа и других компаний. Совладелец ЗАО «Ардос», которое занимается оптовой торговлей нефтепродуктами, Ринат Фаттахов заявил, что ситуацию с нехваткой бензина не спасает совместный приказ Минэнерго и ФАС, в котором к нефтяным компаниям установлено требование продавать на бирже не менее 10% объема выпускаемых нефтепродуктов. Это связано с тем, что в большинстве случаев производители бензина достигают соответствия этому требованию «путем прогона»: «"Роснефть" продает бензин "Башнефти", "Башнефть" — "Роснефти", ЛУКОЙЛ — ЛУКОЙЛу и так далее».

В совет директоров Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи входят представители «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти», «Газпром нефти» (возглавляет совет директоров глава «Роснефти» Игорь Сечин), поэтому, по мнению некоторых участников заседания, ценообразование на этой крупнейшей в России площадке по торговле нефтепродуктами отражает потребности только производителей и продавцов. Ситуация осложняется тем, что в августе и сентябре закрылись на ремонт семь нефтеперерабатывающих заводов страны, среди которых — Московский НПЗ компании «Газпром» (ремонт продлится два месяца).

«Указы президента о повышении производства, модернизации заводов — не выполняются. Требование Минэнерго увеличить товарные остатки бензина — не выполняются. Мы общались с представителями министерства, они говорят, что у них нет рычагов влияния на нефтяные компании. В связи с этим Российский топливный союз и обратился к Путину», — сказал Фаттахов.

Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях