Каждый из членов семейства Land Rover занимает свою нишу, можно сказать, харизматичным образом. В общем ряду практичный и небольшой Land Rover FreeLander казался бесхарактерным пасынком. В компании решили попрощаться с этим слабым звеном – его место займёт новый Land Rover Discovery Sport.
Три фамильных секрета и слабое звено
Семья британских внедорожников немногочисленна, зато все машины линейки очень точно сфокусированы на своих нишах. Тон, конечно, задаёт Defender – культовый трактороподобный автомобиль с ощутимым привкусом military, исколесивший всю планету. Он аскетичен и медлителен, а подвеска позволяет ощутить каждую спичку, на которую вы наехали, но это «чистая концепция», окончательная и бескомпромиссная.
Не уступят Defender'у в выразительности и другие модели Land Rover. Все они – и узнаваемый и универсальный полноразмерник Discovery, и нарядный, будто только что из дорогого маникюрного салона, компактный Range Rover Evoque, и комфортабельный «просто Range Rover», сравнение которого с яхтой уже навязло в зубах (но не перестало быть верным), и чуть менее чопорный Range Rover Sport, «машина для богатого наследника» – обладают бесспорно сильным характером.
Прямым следствием этого характера являются высокие внедорожные качества, сохранённые даже у тех моделей Land Rover'ов, которые бездорожья в жизни не увидят. Эта неготовность к компромиссам всегда подчёркивалась дизайном марки – традиционно броским и при этом «очень хорошо воспитанным». Добавьте сюда отменную эргономику, и вот, пожалуй, три ключевых черты Land Rover, рецепт, позволяющий марке справляться с невысокой, прямо скажем, репутацией в вопросах технической надёжности.
Land Rover Free Lander кажется слабым звеном, видимо, в силу относительно скромного внешнего вида, потому что другие два компонента на высоте: и салон был удобен, и внедорожные возможности – особенно по меркам класса – не подкачали.
В семье событие
Конечно, на самом деле англичане поменяли младшую модель просто потому, что 8 лет на конвейере – это достаточно много. Однако есть ощущение события, серьёзных изменений, а не просто выхода очередной версии хорошо известного кроссовера. Это ощущение подчёркивается и новым названием машины – мы получили не Land Rover Free Lander III, а Land Rover Discovery Sport. То есть младшую версию модели Discovery, – а «Диско» ни бюджетным, ни скромным не назовёшь.
Новый Land Rover Discovery Sport
Что же предлагает нам новый Land Rover? Удобно будет сравнить его с предшественником – второй версией Free Lander, а также с младшей моделью в линейке RangeRover и, конечно, с извечным конкурентом – Jeep, в модельном ряду которого аналогом британской новинки служит новый Cherokee.
Внимательно изучив таблицу, можем заключить, что Discovery Sport – это другой кузов на той же основе, что и Evoque. Что и неудивительно, ведь Evoque создавался на базе Free Lander. При этом новинка оказалась несколько «более мужским» автомобилем, чем Evoque, – за счёт размеров и цены. Хотя, добавим, вряд ли намного менее нарядным. И это, конечно, куда более статусная машина, чем уходящий Free Lander II. В первую очередь, за счёт всё той же цены, которая конечно, повлечёт за собой набор встроенных в машину гаджетов, ценных пород дерева и приятной на ощупь кожи разных млекопитающих.
Однако главную причину ощущения серьёзных перемен, состоявшихся на той «полке», где Land Rover держит среднеразмерные кроссоверы, цифры таблицы не передадут. И даже если бы мы обрушили на читателя весь перечень доступных опций, как влияющих на качество езды, так и не имеющих к ней никакого отношения, ясности бы это не добавило. (Обрушим, конечно, но парой абзацев ниже). Discovery Sport исправил главный недостаток «Фрилендера» – скромность. Вот главное изменение, и два десятка фотографий иллюстрируют его лучше, чем любое количество букв.
Что внутри?
Несущий кузов Land Rover Discovery Sport сконструирован с использованием сверхпрочной борсодержащей стали, применяемой в авиационной и космической промышленности. Капот, крыша, передние крылья и задняя дверь с целью снижения веса изготавливаются из алюминия, а некоторые кузовные детали даже из магниевого сплава.
Конструкторы повозились с аэродинамическими свойствами кузова, и заявленный коэффициент лобовой обтекаемости составляет всего 0,36. Для сравнения: такой же показатель обтекаемости у Aston Martin DBS 2007 и, скажем, у Ford Escort RS 1997 года. Лучше, к примеру, Porsche Carrera S 2005 года (0,28) и у Lexus LS400 (0,27), хуже – у BMW Z3 M Roadster 2007 года (0,40) и у спортивного Catherham 7 CSR200 2008 года (0,70).
Независимая подвеска получилась длинноходной, до 34 см – это добавит уверенности вне асфальта; в качестве опции можно будет заказать адаптивные амортизаторы, изменяющие свои характеристики под воздействием магнитного поля.
Версии со всеми двигателями оснащены системой «старт-стоп» и рекуператорами (это такая система, которая обращает во благо инерцию, с которой приходится бороться при торможении). Рекуператор превращает энергию инерции в электричество и передаёт её в аккумулятор, что позволяет, например, при разгонах не «загружать» мотор вращением электрогенератора.
После всех попыток сэкономить топливо заявленный расход дизеля в «смешанном цикле» составляет 5,6 литров на 100 км в «смешанном» цикле. Поскольку никогда не знаешь, что с чем «смешивали» производители, можно осторожно предполагать, что в городе машина запросит привычные 10 литров на «сотню».
Дизель мощностью 190 сил, развивающий 420 н/м крутящего момента, разгоняет до 100 км/ч машину с «автоматом» за 8,4 секунды, а с механической коробкой – за 9,8 секунды. Максимальная скорость автомобиля, на случай, если это важно для вас, составляет 188 км/ч. Ожидается, что этот мотор станет «базовым»; «урезанный» дизель мощностью 150 л.с. и 240-сильный турбированный бензиновый двигатель рассматриваются как «нишевые».
Предлагаются 4 фиксированных комплектации, уже в базовой из которых к услугам водителя – 14 «умных» вспомогательных систем на все случаи жизни: спуск под гору, подъём в гору, буксировка прицепа, система курсовой устойчивости и прочие электронные ангелы-хранители, включая даже датчик преодоления брода. Кроме того, в базовую комплектацию входят экран бортового компьютера с диагональю 5 дюймов и сенсорный экран мультимедийного устройства с диагональю 8 дюймов (оба – цветные).
Видео с сайта YouTube.
Джерри МакГоверн, директор по дизайну Land Rover: «Premium compact SUV»
В максимальную комплектацию входят аудиосистема с 17-ю динамиками общей мощностью 825 ватт, панорамная стеклянная крыша, адаптивный круиз-контроль, ассистент парковки, навигация, камеры наружного обзора (включённые в систему предотвращения столкновений), ксеноновый свет с подсветкой поворотов и множество других функций – важных и не очень.
Полный привод, естественно, обеспечивается интеллектуальной системой Terrain Response (кто-то считает её интеллектуальной, а кто-то, по отзывам практиков – не очень, но Land Rover устанавливает её на все внедорожники, кроме Defender'а) и муфтой Haldex, подключающей при необходимости заднюю ось.
Кто конкуренты и кто – клиенты?
Очевидно, что из сколько-нибудь массовых сегментов рынка с заменой FreeLander'а на Discovery Sport британский автопроизводитель окончательно ушёл. Возможно, эта решительная готовность на сильные шаги и позволяет англичанам, несмотря на колоссальные проблемы с надёжностью, сохранять ореол культовой марки.
Скажем, основной конкурент «лендроверов» – Jeep – в ответ на несущиеся с разных сторон одёргивания пытался стать более демократичным, более экологичным, более бюджетным, более дружелюбным и более-бог-знает-каким-ещё, и в результате свою культовую репутацию подрастерял, а вот набрал ли популярности? Это большой вопрос... Видимо, меньше надо слушать автомобильных обозревателей, и больше культивировать самобытность, доставшуюся по наследству от тех инженеров, что создавали великие автомобильные марки.
Land Rover Discovery Sport: видео с официального сайта Land Rover
Похоже, Land Rover так и поступает. В британских автомобилях гораздо меньше компромисса с общественным мнением, чем может показаться, и уж точно меньше, чем у американских соперников. Вам не нужны серьёзные внедорожные возможности у городского гламурного кроссовера? Получите клиренс больше 20 см и продвинутую полноприводную трансмиссию. За 2 с лишним миллиона рублей можно рассматривать полноразмерные внедорожники от конкурентов, например, Grand Cherokee (от 2,12 млн. руб.) или Chevrolet Tahoe (от 2,4 млн. руб.)? ОК, вот вам машина на 10 см короче Peugeot 408, рядом с Tahoe кажущаяся малышом. От 1,6 млн. рублей начинается богато оснащённый опциями Nissan Murano, о котором мы писали? Доплатите-ка 600 тысяч рублей за «британский дух». Не напуганы?
Не напуганы. Любят только крепче. При этом, конечно, можно ожидать, что в России Discovery Sport получит репутацию «женской» машины, и ролик, в котором на новинке по холмам разъезжает молодая семья, вряд ли изменит ситуацию.
Во-первых, не у всякой молодой семьи есть возможность начинать выбирать машину с отметки в 1,9 миллиона рублей (и это минимум для модели).
Во-вторых, одна машина в семье – это, в первую очередь, машина главы семьи. И если репутацию жены за рулём «солидного» (читай, большого) внедорожника урон не ждёт, то российский мужчина за рулём компактного кроссовера рискует, как бы это сказать, несколько потерять в рейтинге. Причём цена автомобиля значения не имеет. Вам не приходилось видеть, как мужчина, приехавший за рулём Range Rover Evoque или Mini Countryman, невзначай, да обронит: «Это жены, моя в ремонте».
В-третьих, компактный автомобиль в Европе и компактный автомобиль в России – две разных «компактности». В забитом «смартами» Париже Peugeot 308 выглядит довольно крупным автомобилем и в смысле размера воспринимается там так же, как на наши улицах – какой-нибудь Pajero Sport. Так что если европейскому главе семьи за рулём BMW X3 или Mercedes GLK вполне комфортно, то у нас в таком выборе всегда может быть усмотрен мотив «на нормальную денег не хватило».
Всё это, конечно, условности, не делающие хуже ни GLK, ни X3, ни их владельцев. Но что есть культура, как не сплошные условности?
В общем, эти-то особенности российской автомобильной культуры и заставляют предполагать, что Discovery Sport в России окажется выбором женщин (или для женщин) – например, тех, кому Evoque покажется слишком мал или слишком кокетлив. Ну или, по аналогии с Range Rover Sport – машиной для наследника, просто не настолько богатого.
И уж совершенно точно, как и Evoque, «Диско Спорт» в России редко будет пользоваться своими действительно весьма приличными внедорожными возможностями. На это прямо указывает, в частности, низкопрофильная резина, в которую обуты автомобили в промо-роликах: при самом что ни на есть эффективном полном приводе на такой «изоленте» с асфальта съезжать не стоит.
«Зачем мне всё это в зоопарке?»
И тем не менее «вылизанные» дизайнерами, часто адресованные горожанкам, полированные дорогие кроссоверы от Land Rover упорно сохраняют внедорожный потенциал; так, наш герой способен забраться на 45-градусный склон. Не исключено, что здесь играет свою роль не только верность концепции, но и особенности национальной автомобильной культуры, на сей раз – британской.
Жизнь в сельской местности в Англии и Шотландии – это неизбежные грунтовки. Если вы едете «к друзьям на дачу», с высокой вероятностью на вашем пути встретится просёлок. Даже если это очень обеспеченные друзья и очень недешёвая «дача». И вот тут-то серьёзный клиренс с полноценным полным приводом оказываются не престижной опцией, а частью повседневного водительского быта. В России по таким дорогам обычно ездят на пикапах за грибами, но никак не на машинах представительского класса на светские вечеринки.
Видео с сайта YouTube.
Внедорожные возможности – заводской тест предсерийного автомобиля
Ну и, конечно, Land Rover должен оставаться Land Rover'ом. Это и часть автомобильной концепции, и часть национальной автомобильной субкультуры. Достаточно пролистать британские автомобильные журналы, чтобы убедиться: англичане (уж не знаю, как теперь шотландцы) пишут о своих внедорожниках в тональности «мой папа самый сильный и самый умный», и обсуждать это с ними так же бессмысленно, как лезгинку – с кавказцем или кленовый лист – с канадцем. Нечего обсуждать, можно только восхищаться.
Лучшей иллюстрацией к этой забавной национальной особенности служит сравнительный тест-драйв Jeep Grand Cherokee и одного из классических Discovery, сделанный Кларксоном для TopGear. Довольно длинный видеоролик был снят примерно в следующей тональности: «Вот Jeep преодолевает многометровую грязевую ванну глубиной почти в полметра... Ну да, преодолевает, конечно, но как-то без огонька. А вот Discovery медленно съезжает с холма по гладкой сухой грунтовке! Нет, вы только посмотрите, КАК он это делает! Нет сомнения, в нашем тесте побеждает Discovery!».
Британцы верят в свои машины. И в то время как легендарные внедорожники – будь то «бессмертные» Land Cruiser 70-й серии, азартные Jeep Wrangler или фетиш автопутешественников, полноприводные вэны Mitsubishi Delica, нервничают, «ищут новые ниши» и в итоге сдают зарабатывавшиеся десятилетиями позиции – Land Rover ухитряется сочетать могучую традицию внедорожных странствий с политкорректным городским гламуром. Весной 2015 года Discovery Sport ожидается в России, так что готовьте два миллиона, мои дорогие, а то и больше.
Видео с сайта YouTube.
Реклама – это обещание: «Приключение зовёт. Ты готов?»