В Петербурге нашли Василису с Малой Садовой улицы: кота в мешке в буквальном смысле принес в Санкт-Петербургский государственный университет незнакомец, фамилии которого в вузе даже не спросили. Однако возвращение бронзовой кошки на прежнее место пока под вопросом: как выяснила «Фонтанка», Василиса, как и многие малые скульптуры Петербурга, не состоит на балансе ни одного ведомства.
В Петербурге нашлась кошка Василиса. Эту информацию весь день тиражировал автор идеи скульптуры историк Сергей Лебедев. Как он рассказал «Фонтанке», ему позвонил некто руфер Павел, сообщивший, что украденная с Малой Садовой 24 сентября кошка находится в Москве. «Он сообщил, что привезет ее от московских руферов. Я предложил ему передать ее городу через Санкт-Петербургский государственный университет», – рассказал Лебедев. И действительно, 29 сентября на приеме у проректора Богданова побывал некий молодой человек.
"Ко мне на прием пришел посетитель и принес скульптуру кота в мешке", – рассказал "Фонтанке" проректор СПбГУ Сергей Богданов. Он отметил, что молодой человек сообщил лишь то, что его зовут Павлом. Спрашивать в СПбГУ фамилию и историю находки скульптуры не стали, так как сочли, что это не входит в компетенцию вуза.
По мнению историка Лебедева, день возвращения Василисы в город необходимо назвать Всемирным днем домашних животных, однако в данном случае без ложки дегтя не обошлось. «Судьба скульптуры пока туманна. Дело в том, что ее не поставили на баланс города. Центральный район не хочет отвечать ни за Василису, ни за фотографа, ни за Елисея. Его так вообще уже три года не моют», – расстроенно говорит историк и добавляет, что теперь намерен подарить Василису Университету, зданию филологического факультета, где уже долгое время открыт музей под открытым небом и собраны различные скульптуры.
Однако в самом вузе идею Лебедева не приветствуют. Из приемной проректора Богданова скульптуру передали в администрацию Университета, которая намерена передать кошку неким уполномоченным принимать решения лицам. "Уверен, что через некоторое время хоть и маленький, но символ города окажется на своем историческом месте", – сообщил «Фонтанке» проректор.
В свою очередь в администрации Центрального района «Фонтанке» сообщили, что к ним никто не обращался с просьбой помочь установить памятник, поэтому Василиса долгое время стояла бесхозной. «Если Лебедев хочет, то может проявить инициативу, тогда администрация поможет поставить кошку на учет: процедура долгая, занимает порой 1,5-2 года. В согласовании принимают участие несколько комитетов и специальный совет», – сообщила глава района Мария Щербакова, добавив, что скульптуры на Малой Садовой не единственные на территории района, которые не относятся ни к какому ведомству.
Скульптура зайца близ Васильевского острова, Чижик-Пыжик, кошка на фасаде мастерской «митьков», – по словам архитектора проекта Малой Садовой улицы и ныне чиновницы КГА Ларисы Канунниковой, все эти объекты фактически бесхозны. «Кошка Василиса тогда не была включена в проект, это я точно помню, поэтому никакие согласования не прошла. Таких, как она, в Петербурге много — целый зоопарк. Ведь Музей городской скульптуры на свой баланс такие объекты не берет — слишком маленькие, муниципалы и администрация — тоже, хотя, по сути, могут», – отметила она.
То, что проблему необходимо решать на уровне властей, а, может, и на законодательном уровне, уверен скульптор кошки Василисы Владимир Петровичев. «Сейчас скульптуру хотят вернуть мне, как автору. Но я не буду бегать по кабинетам с котом в мешке. Я уже подарил ее городу. Эту ситуацию должны разрешить власти предержащие, а я скульптор — у меня образы в голове», – рассказал он «Фонтанке». Кстати, Петровичев отметил, что, посмотрев репортажи с собственным детищем, восседающим на столе у проректора Богданова, он заметил — кошку все-таки за эти годы кто-то отремонтировал и весьма неплохо покрасил.
Ксения Клочкова,
«Фонтанка.ру»
Кошка Василиса установлена 1 апреля 2000 года на консоли на фасаде дома № 3 по Малой Садовой улице. Напротив нее, на углу дома номер 8, сидит кот Елисей. Автором «кошачьей» идеи является историк Сергей Лебедев, отлить котов из бронзы было поручено скульптору Владимиру Петровичеву, спонсором стал Илья Ботка. Считается, что кошки — памятник «мяукающей дивизии», которая во время блокады спасала город от крыс.