Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Северная Корея с каждым днем - все ближе

Северная Корея с каждым днем - все ближе

640
Смирнова Марья/ДП

Сразу два события накануне выходных обогатили наш информационный фон, одновременно посулив, что в ближайшем будущем он сильно оскудеет. Госдума в ускоренном режиме приняла закон об ограничении иностранного капитала в СМИ. Тем временем Роскомнадзор намекнул компаниям Google, Facebook и Twitter, что может вот-вот заблокировать их сервисы. Как связаны эти два события – "Фонтанка" спросила у экспертов IT.

В пятницу, 26 сентября, Роскомнадзор напомнил трём компаниям, Google, Facebook и Twitter, что они всё ещё не исполнили требований закона, вступившего в силу с 1 августа этого года. Речь идёт о поправках к закону "Об информации", в соответствии с которыми компании, использующие программное обеспечение для "приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" обязаны зарегистрироваться как "организаторы распространения информации".

Многоэтажная формулировка в законе означает, что регистрироваться должны, в первую очередь, соцсети и почтовые сервисы. Роскомнадзор вносит их в один из своих многочисленных реестров. Реестры у Роскомнадзора с некоторых пор, по воле правительства и Госдумы, размножаются с большой скоростью. И тех, кто не внесёт себя в реестр как "организатор распространения", внесут в реестр тех, кто не внёс себя в реестр. Последним грозят штрафы в полмиллиона рублей и внесудебная блокировка.

Отечественные компании, сообщает Роскомнадзор, уже либо выполнили требование, либо находятся на завершающей стадии. А от Гугла, Фейсбука и Твиттера – ни ответа, ни привета, как будто их американская "прописка" даёт им право игнорировать требования российского законодательства. Именно об этом вполне доброжелательно и напомнил им Роскомнадзор. Замглавы ведомства Максим Ксендзов в комментариях разным СМИ отметил, что его ведомство "специально не торопит" американцев и с пониманием относится к тому, что им требуются консультации по месту регистрации – в Калифорнии. Однако после второго предупреждения сервисы могут попасть в "чёрный список" Роскомнадзора, и их заблокируют.

Неперсональные данные

Упомянутая регистрация – это не простое формальное внесение себя в очередной реестр. "Организатор распространения" будет обязан, в соответствии с новым законом, в течение полугода хранить информацию обо всех "фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей". Причём хранить на серверах, расположенных в России. И по первому требованию предоставлять эту информацию спецслужбам.

Прежде спецслужбы обязаны были получать санкцию суда на доступ к данным конкретного человека в рамках конкретного уголовного дела. Новый закон существенно облегчает им борьбу с преступностью и терроризмом, позволяя взять информацию у "организатора распространения" в любой момент.

Обязанность не просто хранить данные, чтобы выдать по первому требованию, а хранить их на серверах в России, означает, что оперативные работники смогут в любой момент, упрощённо говоря, дойти ногами до нужного сервера и взять в руки физический носитель информации.

- Исполнение этого требования нужно для того, чтобы у спецслужб был физический доступ к месту, где хранится информация, – объясняет генеральный директор исследовательского агентства Telecom Daily Денис Кусков. – И размещение серверов в России означает, что юрисдикция уже российская, российские законы должны исполняться. А если серверы находятся в США или в Европе, то что бы мы ни попросили, компании сами решают, предоставить или нет.

Кроме того, операторы связи и "распространители информации" обязаны за свой счёт устанавливать у себя оборудование СОРМ (Система оперативно-розыскных мероприятий).

- Это комплекс аппаратно-программного обеспечения, который позволяет не только записывать, и хранить информацию, но и предоставлять при необходимости выборку по заданным характеристикам, – объясняет Денис Кусков. – При этом нужно понимать, что это ложится неким дополнительным грузом на операторов, то есть они должны вложить в это ещё и определённые инвестиции.

По каким-то причинам американские компании не спешат исполнять российский закон. Как говорят эксперты, Facebook и Google просто игнорируют требования о сдаче пользователей, а Twitter может предоставить информацию, но чрезвычайно скупо, добавив при этом объяснение в таком духе, что, мол, извините – не располагаем данными, сами не храним их, потому как без надобности.

- Для иностранных компаний решения нашего Роскомнадзора – рыбке зонтик, – говорит Денис Кусков. – И тут два варианта: либо компании на это не пойдут – и нам перекроют к ним доступ, либо они пойдут на это – и нарушат законы собственной страны.

Рабы не мы

Как считает блогер и журналист Антон Носик, упомянутые компании вполне могли бы зарегистрироваться в Роскомнадзоре и вписаться в любой реестр, чисто технологически им ничего не мешает.

- Они могут это сделать, – говорит Антон Носик. – Но нет ни одной причины, по которой они стали бы это делать. В этом нет ни юридического, ни практического смысла. Зато у этого могли бы быть вполне конкретные последствия. Речь идёт о компаниях, капитализация которых превышает российскую выручку от экспорта нефти. Такая компания не может принимать такие решения просто от балды. Она должна уполномочить свою юридическую команду разобраться с последствиями.

Беда в том, что закон США, в чьей юрисдикции работают упомянутые компании, запрещает им делиться данными пользователей по первому требованию.

- У Фейсбука есть пользователи в России, – продолжает Антон Носик, – но это не значит, что Фейсбук, транснациональная компания, станет выполнять российские законы о цензуре и слежке за пользователями. Хочу напомнить, что и мы с вами – не крепостные, мы – субъекты права. В том числе – права на защиту нашей персональной информации. По Конституции Российской Федерации не может ФСБ рыться в нашей переписке, для этого нужно постановление суда: о том, что за нами устанавливается слежка в связи с расследованием конкретного уголовного дела. Те требования, которые предъявляются сегодня к Интернет-площадкам, – это требования нарушать наши с вами конституционные права. Они невыполнимы для Фейсбука или Гугла, потому что они работают не по российским законам, а по американским.

В том, что упомянутые компании не будут выполнять требование Роскомнадзора даже под угрозой блокировки, утраты российских пользователей и экономических потерь, Антон Носик практически не сомневается. И приводит в пример наших ближайших друзей на Востоке.

- В Китае их заблокировали, но они и не попытались перерегистрироваться в китайской юрисдикции, – говорит он. – "Гугл" имел 36 процентов китайского рынка. При этом в Китае пользователей интернета в 5 раз больше, чем в России жителей. Но когда от "Гугла" потребовали, чтобы он цензурировал результаты поисковой выдачи в соответствии с китайскими законами, он перенёс свой бизнес в Гонконг.

Как полагает интернет-эксперт, заведомо неисполнимые требования к компаниям предъявлены неслучайно: в результате строптивые американские соцсети будут заблокированы и в России.

- Это продолжение плана по превращению России в Северную Корею, – убеждён Антон Носик. – В Северной Корее нет "Гугла", нет "Фейсбука", нет "Твиттера". Если мы хотим сделать нашу страну Северной Кореей с точки зрения доступа к информации, нам нужно заблокировать крупнейшие международные площадки. Но мы не готовы сказать, что мы блокируем их потому, что боимся собственных граждан. Поэтому нужно придумать предлоги: мы их блокируем за невыполнение каких-то российских законов.

Напомним, что несколько дней назад, когда в Госдуме началось обсуждение законопроекта об ограничении долей иностранных компаний в СМИ, "Фонтанка" предсказывала, что очень скоро речь зайдёт о соцсетях. И действительно: в то время как Роскомнадзор "вспоминал" про Google, Facebook и Twitter, в Госдуме принимали упомянутый закон в окончательном виде.

Гоу хоум

Голосование в пятницу прошло молниеносно. У депутатов, во вторник принявших проект в первом чтении почти единогласно, было 4 дня на подготовку поправок ко второй редакции. "Поправили" они своё детище содержательно только в одном: закон не коснётся изданий, учреждённых на основе межгосударственных соглашений. Как, например, телекомпания "Мир".

Коммунист Олег Смолин предлагал не трогать развлекательные, детские и спортивные СМИ. Рассказал, что имеет 7-летнего внука. "В Севастополе", – добавил, видимо, для убедительности. Поделился, что смотрит с ним телевизор и слушает радио, поэтому в детском вещании разбирается. Позволил себе совершенно фрондёрскую выходку, добавив, что иностранные радио- и телеканалы бывают лучше российских. И уж совсем бесстрашно высказал мнение о том, что развлекательные, детские и спортивные СМИ не несут угрозы национальной безопасности страны. (Напомним, что Олег Смолин был одним из 8 депутатов, голосовавших в 2012 году против "закона Димы Яковлева"). Представитель коллектива авторов Вадим Деньгин (ЛДПР) сухо попросил поправку коллеги Смолина отклонить. Депутаты с готовностью и отклонили.

Законопроекту теперь предстоит пройти Совет Федерации и получить подпись президента, в силу он вступит в январе 2016 года. К этому времени, напомним, те издания, у которых есть иностранные владельцы, должны будут привести учредительные документы в соответствие новым правилам. То есть иностранцы обязаны будут каким-то способом избавиться от излишков, чтобы их доля в каждом СМИ не превышала 20 процентов. Эксперты предсказывают обрушение медиарынка. В течение короткого времени на продажу будут выставлены в большом количестве издания и целые издательские дома, это может привести к тому, что доли иностранцев станут скупать по дешёвке окологосударственные российские медиамагнаты.

Целью принятия законопроекта было объявлено спасение России, окружённой сегодня врагами, от недружественных действий в информационной войне со стороны "наших западных партнёров". Однако сильнее всего в результате могут пострадать глянцевые журналы. Именно они сегодня приносят своим владельцам несопоставимо больший доход, нежели общественно-политические, – ради которых, казалось бы, и разрабатывали законопроект. Поэтому эксперты считают, что авторы законопроекта бьют дуплетом, пытаясь одновременно и заткнуть политические СМИ, и переделить рынок "глянца".

Таким образом, к январю 2016 года в России практически не останется иностранных владельцев прессы. Возможно, тогда мы уже научимся жить и без иностранных соцсетей. Можно предположить, что к этому времени всевозможные анонимайзеры, которые позволяют сегодня обходить блокировку сайтов, будут признаны незаконными и даже преступными. Российские пользователи наверняка проявят смекалку, и какие-то диссиденты будут сидеть в Фейсбуке "по кухням". Но узнать, чем это для них кончилось, нам, возможно, будет неоткуда.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях