Сразу скажу: я не являюсь таким уж ярым поклонником французских автомобилей (не спорю – возможно, я просто не умею их готовить). Но вот маркетологи французских автопроизводителей, в первую очередь маркетологи концерна Renault, неизменно вызывают моё восхищение. Это настоящие профессионалы, точные и безжалостные убийцы конкурентов, многолетние победители в рыночных войнах.
Постараюсь объяснить, что я имею в виду.
Ни у кого из французских автомобильных брендов нет машин в сегменте luxury. Безуспешно боровшийся за звание «французского мерседеса» Peugeot 600-й серии провёз на инаугурации в 2007 году президента Саркози и через два года сошёл с пробега. Вот, пожалуй, и всё. Если мы что-то забыли – пишите в комментариях.
Плохо ли от этого производителям? Да, "генеральских" машин во Франции не делают. Что не мешает французским "рядовым автомобилестроительного фронта" уверенно и планомерно отвоёвывать и сохранять лидирующие позиции, о которых "генералы" и "полковники" всех стран могут только мечтать.
"... а свой тридцатник имею"
Та же картина с французским коммерческим флотом, но широкой публике заметнее всего успехи хэтчбека Renault Sandero и его соплатформенника седана Renault Logan. Шуму на гламурных подиумах, как Porsche или Maserati, эта парочка не создаёт, но свою долю рынка имеет. Причём доля эта не мала: только Renault Logan в России продан в количестве более полумиллиона штук, что составляет примерно четверть общемирового производства, или в среднем 50 тысяч машин ежегодно. Не отстаёт и Sandero: объёмы его продаж в России приближаются к 40 тысячам автомобилей в год.
В общей же сложности Renault в 2014 году удерживает 8,1% российского авторынка. Для сравнения: Mercedes в 2014 году получил в нашей стране около 2,1%, BMW – 1,8%, Audi – 1,5%. Вот и поинтересуйтесь у знакомых финансистов, кто на самом деле круче – холеные немецкие "штандартенфюреры" или скромные французские "простые солдатики". Особенно в ситуации, когда все вокруг только и толкуют о кризисе.
Причём дело не в ориентации на бюджетные модели, рецепт успеха явно не так прост. Скажем, альянс Citroen-Peugeot, который тоже не с Rolls-Royce конкурирует, в сумме по обеим маркам набрал в России всего-навсего 1,6%. Renault умеет предложить самый дешёвый "входной билет" во все самые массовые сегменты авторынка.
Скажем, дорос человек до того, чтобы сменить "Ладу" на иномарку – пожалуйте за руль Logan (от 355 тысяч рублей). Хочется чуть-чуть понаряднее – вот вам Sandero (стартует с 380 тысяч, а прилично упакованная комплектация Confort с двигателем в 102 лошадиные силы обойдётся в 454 тысячи рублей). Хочется почувствовать себя за рулём "почти внедорожника" – версия Sandero Stepway с увеличенным на 2 сантиметра дорожным просветом и бравым пластиковым обвесом (от 510 тыс. рублей). А если уж желаете прямо совсем внедорожник – вот вам Duster (полноприводная версия начинается с 558 тысяч).
Добровольцы есть? А конкуренты?
Втиснуться в этот плотный строй могла бы разве что Daewoo Nexia с её 260 тысячами рублей в базовой комплектации, но Nexia устарела морально настолько, что речи о конкуренции не идёт вовсе. Возможно, ситуацию изменит реанимированная Nissan'ом марка Datsun, вышедшая на российский рынок с седаном on-DO (от 329 000 руб.) и хэтчбеком mi-DO (цены пока не объявлены). Datsun в любой комплектации предлагает систему курсовой устойчивости, аварийный дотормаживатель и подогрев сидений – для бюджетного сегмента заманчиво. Но поскольку on-DO и mi-DO – это улучшенные версии LADA Kalina, то можно ожидать, что многие предпочтут доплатить 26 тысяч за "совсем иномарку", то есть Logan, и серьёзных подвижек на рынке не возникнет. А других желающих потягаться с французами на рынке просто не наблюдается – Daewoo Matiz, Chevrolet Spark и KIA Picanto всё же занимают другую, гораздо более специфическую нишу.
При этом низкие цены Renault достигаются не по принципу "абы как". У бюджетников Renault вполне приличная репутация с точки зрения качества, а подвеску многие горячие головы склонны называть "неубиваемой". (Скепсис наш вызван здесь тем, что неубиваемых подвесок не бывает в принципе – бывает только отремонтированная дорога до дачи.)
В общем, этим летом и Logan, и Sandero были представлены на российском рынке в обновлённых версиях, однако предыдущие модификации по-прежнему будут продаваться у официальных дилеров с небольшой скидкой – не оставлять же в тылу плацдарм для конкурентов.
Для кого та роза расцветала?
Считается, что Sandero – более молодёжная версия, чем Logan. Действительно, хэтчбек всегда воспринимается спортивнее седана – на это намекает и версия Sandero Stepway с увеличенным клиренсом. Однако на практике эти два солдата армии Renault нравятся всем: можно увидеть и студента на подержанном "Логане", и пенсионера, эвакуирующего на дачу кота, фикус, одеяла и рассаду на "Сандеро".
Надо отметить, что неписаный "автомобильный дресс-код" российского офиса почему-то полагает, что Sandero – это пусть первая, но ступень на лестнице успеха, в то время как Logan – ближе к синим воротничкам, чем к белым. С инженерной точки зрения, этот феномен ничем не оправдан, но сталкиваться с ним приходилось не раз. Возможно, дело в том, что самая дорогая комплектация Sandero Stepway может стоить под 600 тысяч рублей.
Подобная логика свойственна потребительскому восприятию на самых разных социальных этажах. Так, в своё время Mercedes был вынужден потратить 260 млн евро на пиар-кампанию, призванную закрепить в массовом восприятии мысль "Maybach – это не Mercedes". Дело было в том, что сначала автомобиль назывался Mercedes Maybach, но богатые потребители отказывались платить по 700 тысяч евро за машину из модельной линейки, начинающейся с 20 тысяч евро (столько стоила самая дешёвая версия A-classe на тот момент).
Интересно, что даже Sandero – в отличие от своего прямого аналога Peugeot 208 – не является "дамской" машиной, однозначный unisex. А Logan тем более универсален в гендерном отношении. Конечно, 208-й понаряднее будет (по крайней мере снаружи), но этот разрыв после рестайлинга сократился, а вот практически двукратная разница в цене (за 208-ю модель Peugeot просит от 658 тысяч полновесных российских рублей) осталась.
Очевидно, что в целом Renault адресует своих "солдат" аудитории, не склонной к экспериментам – если эти эксперименты рискованные. Скажем, "музыку" с навигацией – это пожалуйста, это покупатель одобрит. А вот дизельные или турбированные моторы – лучше не пробовать. Человек, пересаживающийся на бюджетный автомобиль, скорее всего, имеет опыт эксплуатации атмосферных бензиновых двигателей, и мысль о поломке системы common rail в дизельном моторе или турбины способна его серьёзно насторожить. А если выйдет из строя мультимедийная "голова" – неприятно, конечно, но на скорость, как говорится, не влияет.
При этом платформа Logan/Sandero предлагает практичность, привычную по отечественным автомобилям: вполне "российский" клиренс в 160 мм, неплохой диаметр разворота (10,5 метра) и, чего уж там, способность ехать по ухабистым грунтовкам с парой мешков картошки и сварочным аппаратом в багажнике.
Железо
Возвращаясь к Logan и Sandero – их новые версии принарядили снаружи и вполне пристойно оснастили внутри. Не Maybach, конечно, но тут тебе и система курсовой устойчивости, и мультимедийный центр с навигацией, hands-free и сенсорным экраном, и климат-контроль, и круиз-контроль, и парктроник – понятно, что всё это уже не в базовой комплектации.
Внешняя разница между Logan и Sandero свелась к багажному отсеку. У седана он почти в два раза вместительней (510 литров у Logan против 320 у Sandero).
Естественно, Logan немного подлиннее (4,35 метра против 4,08 у Sandero; в предыдущем поколении было 4,29 и 4,02 метра соответственно), а вот передняя часть автомобилей стала практически идентичной. Надо сказать, эта самая передняя часть за счёт более выпуклой и фактурной "физиономии", украшенной хромированными финтифлюшечками, стала выглядеть и посовременней, и подороже.
И Logan, и Sandero в любой комплектации оснащаются только 5-ступенчатой механической коробкой передач. Двигатели мощностью 84 и 102 л.с. предлагаются для обеих машин, а вот 75-сильный мотор доступен только для Sandero. Турбированных или дизельных агрегатов, как уже говорилось, не предусмотрено.
Обращает на себя внимание, что линейка моторов такая же "плотная" и сбалансированная, как модельная линейка автомобилей: на любой вкус, но и излишних мук выбора покупателю не предлагается.
Обновлённая "внедорожная" версия Sandero – Stepway – на рынке пока не представлена. Зато на десерт можно сообщить, что в 2015 году ожидается "заряженный" Sandero RS. Автомобиль будет оснащён задним (!) приводом. Мощность двигателя, предположительно, составит от 150 до 170 сил, что при весе серийного автомобиля в 1500 кг совсем неплохо. Трансмиссия, естественно, предусмотрена механическая. Другие подробности пока неизвестны, сообщается только, что RS (ожидаемо для "боевой" версии) получит усовершенствованные тормоза, изменённые настройки подвески и рулевого управления, а также спортивный обвес.
Можно предположить, что Sandero RS будет одним из самых доступных "горячих" хэтчбеков на российском рынке. Маркетологи Renault верны тактике "выжженой земли": ни одной ниши конкуренту. На войне как на войне.