Понятие «психологической защиты» первым ввел Фрейд. Он считал, что с ее помощью наше внутреннее «я» борется с болезненными мыслями и состояниями. Она же помогает нам ослабить напряжение, вызванное противоречием между нашими глубинными инстинктами и требованиями внешней среды. Благодаря ей мы уменьшаем переживания и примиряемся с реальностью.
Если нет своего, обесценивают чужое
Однако психологическая защита не помогает избавиться от самого стресса, а лишь смягчает его. Чтобы мы могли освободиться от него и чувствовать себя уверенно, мы, прежде всего, должны осознать, что заставляет нас надевать маски и казаться не теми, кто мы есть на самом деле. Если мы этого не осознаем, дело может дойти и до болезней.
Посмотрим на такую популярную психологическую защиту, как обесценивание. Его применяют люди, которые не могут получить того, чего хотят. Тогда они обесценивают желаемое, отрицают его. В народной мудрости это давно подмечено поговорками: «не больно-то и хотелось», «зелен виноград».
Например, женщины, живущие в гражданском браке, часто твердят, что им и не нужен штамп в паспорте, он, дескать, не имеет значения, когда есть настоящая любовь, штамп — это клетка, а они с любимым выше этих формальностей. На самом деле это – психологическая защита. Большинство из них на самом деле счастливы, когда мужчины на них женятся (с удовольствием прыгают в ту клетку, против которой выступали). А когда этого не происходит, они чувствуют себя несчастными.
«Иногда мы смотрим на что-то со стороны и начинаем скучать, раздражаться, рассматривать рисунки на обоях и так далее, — говорит психолог Анжелика Мерсиянова. — Нередко это означает, что включились защитные механизмы. Поэтому вам "неинтересно слушать про Ленку, которая на следующей неделе замуж выходит. И вообще, дура она! Все мужики одинаковые, одной быть лучше! Вот и мама говорила …" и т. д. Механизмы психологической защиты отгораживают человека от его эмоций, потребностей, истинных отношений, окружающих людей. Человек живет в мире своих фантазий, проекций. Обманывает других и часто обманывается сам, а потом обижается на то, что мир не соответствует его фантазиям».
Еще пример. Часто вижу, как одна женщина паркует возле дома небольшую машину "Дэу Матиз". В это время девушки из соседнего ПТУ, сидящие во дворе на лавочке и попивающие пивко, всегда пренебрежительно бросают: «Да я лучше пешком ходить буду!» Это тоже типичное обесценивание. У девушек нет денег даже на маленький автомобиль, поэтому они обесценивают чужой.
«Приличные девушки такие короткие юбки не носят!»
Еще одна психологическая защита — ханжество. Женщины и мужчины, которые не могут удовлетворить своих сексуальных желаний, часто клеймят позором тех, кто пользуется успехом у противоположного пола. Мол, они вульгарно себя преподносят, носят провокационную одежду и макияж, привлекают внимание, слишком громко смеются и так далее. А вот, мол, они сами — совсем другие: приличные, скромные, не высовываются вперед и вообще – заслуживают уважения.
Понятно, что сексуальные желания у таких «блюстителей нравственности» есть, а возможности их удовлетворить — нет. Отсюда — неосознанное отрицание своих желаний, приводящее к «высокоморальному» лицемерию. Такие люди встречаются не только среди пожилых мужчин и женщин, но и среди молодых.
«Проекция вытесненных сексуальных влечений может проявиться в ханжестве, — утверждает известный психолог, психотерапевт Михаил Литвак. — И безразлично, как оденется девушка: в платье с большим декольте или с воротником под горло, проецирующий увидит в этом падение нравов. Если будет большое декольте, последует реплика: "Вырядилась! Один секс на уме". Если воротник будет под горло, замечание будет следующее: "Вырядилась скромницей! Как будто я не знаю, что у нее один секс на уме!"»
«Не отвлекайте продавщицу, она работает!»
Фрейд первым обратил внимание и на такую психологическую защиту, как идентификация с агрессором. (Впоследствии это явление назвали стокгольмским синдромом — когда заложники начинают защищать террористов, в плену которых они находятся.)
Такая защита — это бессознательное отождествление человека с тем, кто сильнее его, в надежде, что тот проявит к нему снисхождение. Человек старается оправдать действия того, от кого он зависит, продемонстрировать ему послушание, чтобы вызвать его одобрение и покровительство.
Мы часто наблюдаем это явление в очередях (магазинах, присутственных местах), когда очередь ополчается против кого-то, осмелившегося критиковать действия продавца, кассира, оператора, инспектора и т. д. Подтекст адресован должностному лицу: «Мы вас защищаем, поэтому обслужите нас, войдите в положение, сделайте все, как нужно».
Уход в болезнь
Это – очень распространенный вид психологической защиты. Все видели людей, про которых можно сказать, что они «прикидываются» больными. Чуть что, у них тут же – сердечный приступ, головная боль, предобморочное состояние... Но как только добиваются своего, то снова здоровы и ведут себя как ни в чем не бывало.
«Образование симптомов — это форма психологической защиты, при которой возникают психосоматические явления, позволяющие отложить решение проблемы, — поясняет Михаил Литвак. — Это могут быть головные боли, боли в кишечнике, неприятные ощущения в области сердца, кашель и пр. Причем при обследовании не выявляется никакой патологии. Например, мужчина 23 лет, мастер спорта, выступающий на международных соревнованиях, обратился с жалобой на то, что два раза в неделю на 4 – 5 часов у него поднимается температура до 40°С, потом резко падает. На следующие сутки он плохо себя чувствует, а потом все в порядке до следующего подъема температуры. Анализ полученных данных показал, что у пациента сформировался комплекс психологических защит. В возрасте 15 лет у него был сексуальный срыв, который он пережил очень тяжело. Потом он начал интенсивно заниматься спортом и ему было не до женщин. В спорте он быстро достиг больших успехов. Несколько месяцев назад начал встречаться с девушкой. Симпатия была взаимной. Когда родители девушки уехали на дачу, она пригласила его к себе. Он охотно согласился. По дороге ощутил легкий озноб, а когда пришел к девушке, то уже весь горел. Измерили температуру. Она приближалась к 40°С. Подруга за ним заботливо ухаживала, дала жаропонижающее, однако температура упала только через три часа. К этому времени вернулись с дачи родители. Утром, в среду, он чувствовал легкую разбитость, но к вечеру все прошло, и они договорились встретиться в пятницу. Подъем температуры повторился. И так два раза в неделю. Психотерапевтическое лечение дало довольно быстрый эффект. Подъемы температуры прекратились».
Кстати, писательница Дарья Донцова в одном из интервью рассказывала, что когда она лежала в онкологической больнице, то видела женщин, которые цеплялись за свою болезнь и подсознательно не хотели выздоравливать. Во время болезни они чувствовали себя нужными, любимыми, их близкие так о них заботились, как никогда раньше. В результате эти пациентки подсознательно хотели оставаться в таком положении. Ведь что будет, когда они выздоровеют? Опять та же рутина, семейные ссоры, гуляющий муж, непослушные дети, злая свекровь. А тут женщина видит постоянные проявления заботы, внимания, слова близких о том, как они ее любят и как она им нужна…
Другие виды защиты: от лести до регалий
Например, человек боится критики, болезненно на нее реагирует. Чтобы обезопасить себя, он применяет лесть. Первым начинает хвалить других, причем делает это авансом: «Я тебя похвалил, так теперь не критикуй меня».
Другой индивидуум относится к себе с пафосом. Кичится своей должностью, званиями, заслугами, кричит: «Сопляк! Да ты знаешь, кто я такой?» Регалии — это его защита. Без них он в душе чувствует себя недостаточно значимым. И когда по любому поводу упоминает о своих званиях, наградах, достижениях, это добавляет ему уверенности.
Тотальный контроль — еще один вид психологической защиты. Человек уверен, что лучше всех знает, как надо делать, всех учит, делает всем замечания. В душе он боится, что если позволит делу идти своим чередом, то обязательно будет обманут. Скорее всего, в детстве кто-то разрушил его ожидания, и с тех пор он решил, что будет все держать под контролем. Это позволяет ему чувствовать себя защищенным.
«Железный мачо» — он никому не доверяет в сфере чувств. Не показывает своих эмоций, выглядит этаким непроницаемым суперменом. Такая защита возникает из-за того, что в юности молодой человек пережил жестокое любовное разочарование: он открыл свои чувства, но ему на них не ответили. Он ощутил себя преданным и с тех пор запретил себе их показывать.
«Что я сейчас чувствую?»
Самое интересное, что люди часто не помнят о том травмирующем событии, которое запустило механизм психологической защиты, они вытесняли его из сознания. Тем не менее механизм начал действовать…
Как от этого избавиться? Осознавать, что происходит у вас внутри. Для этого в конфликтной или сложной ситуации, которая вызывает у вас переживания, спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?» Не «думаю», «считаю», «хочу сделать», а именно – «чувствую». Осознание своих чувств и ощущений — единственный путь для понимания себя. Но для этого надо быть честным с собой, уметь смотреть правде в глаза.
Анжелика Мерсиянова советует: «Надо концентрировать внимание на происходящем, находиться здесь и сейчас. Отслеживать свои мысли, понимать, в какой момент и какие механизмы психологической защиты действуют, "отлавливать" их в себе. Понимать свои эмоции, чувства, улавливать тонкие нюансы. Более точно определять свои потребности, понимать мотивы своего поведения».
Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»