Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-6°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -10

2 м/c,

с-з.

765мм 73%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Финансы Бизнес Путин вводит налог на софт

Путин вводит налог на софт

1 486
Сергей Коньков, ДП

Президент РФ поддержал идею ввести 10-процентный налог с выручки производителей компьютерных программ. Около 10 млрд рублей, собираемых ежегодно таким образом, хотят направить на субсидии разработчикам «отечественного ПО». Так власть хочет побороть «монополизм отдельных стран». Представители IT-отрасли в разговоре с "Фонтанкой" комментировать планы Кремля цензурными словами могли не всегда.

Владимир Путин одобрил идею министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова ввести налог для производителей компьютерных программ в России, за счет которого государство намерено возмещать часть расходов компаний, создающих для России приоритетное в представлении чиновников программное обеспечение.

По словам Никифорова, размер сбора составит от 5% до 10% выручки предприятия. Поначалу налог может составить 5%, затем ежегодно его могут повышать на 1-2%, сказал министр. В течение 10 лет, считает Никифоров, таким образом можно собрать 100-120 млрд рублей, которые специальный фонд «по развитию российского программного обеспечения» будет распределять между компаниями, которые в том числе по заказу госорганов и госпредприятий будут создавать компьютерные программы.

«Это, мне кажется, хорошая идея. Я, разумеется, это поддержу, — сказал Путин. — Надо только проработать в правительстве, с коллегами поговорить в Минэкономразвитии, Минфине».

«Многие государственные заказчики, коммерческие предприятия в России сегодня достаточно обеспокоены той ситуацией, которая складывается в сфере информационных технологий… Целый ряд компаний получили у нас отказы от поставок высокотехнологичного компьютерного оборудования, обновления программного обеспечения, и заказчики действительно стали очень разборчивы, ищут альтернативы, в том числе хотят покупать российские продукты», — сказал глава министерства.

Причиной решения ввести налог на софт стал «монополизм отдельных стран и отдельных компаний, буквально нескольких, их можно перечислить по пальцам, в сфере информационных технологий», – сказал министр Путину. Как отмечал Никифоров на инновационном форуме в Сочи, государственную поддержку в виде собранных налогом денег получат производители «мобильных операционных систем, систем управления базами данных, офисных приложений».

Исходя из перечня продуктов, создание которых намерена субсидировать власть, можно предположить, чей конкретно монополизм, по данным Никифорова, отягощает работу государственных структур и коммерческих предприятий. Одним из главных производителей офисных приложений является американская компания Microsoft Corporation, которая выпускает программы Microsoft Office. Еще одна американская фирма Oracle выпускает широко используемые в России системы управления базами данных Oracle Database и MySQL. Большинство мобильных телефонов и смартфонов в нашей стране работают на операционных системах Andriod (американская компания Google), iOS (американская компания Apple), Bada (корейская фирма Samsung) и др.

Министр Никифоров полагает, что введение налога не осложнит работу компаний по созданию компьютерных программ, поскольку они пользуются щедрыми налоговыми льготами. Например, размер страховых взносов для аккредитованных в Минкомсвязи фирм, снижен с 30% до 14%. Помимо этого, действует нулевая ставка налога на добавленную стоимость (вместо 18%) для компаний, продающих заграничным пользователям лицензии на свое ПО.

Представители отрасли производства программных продуктов не сочувствуют планам Кремля. Как сообщил «Фонтанке» президент крупнейшего российского объединения разработчиков компьютерных программ «Руссофт» Валентин Макаров, инициатива правительства не обсуждалась ни с одной из российских ассоциаций в IT-отрасли. «Немножко странно это выглядит, на фоне того, как обычно обсуждают нововведения в зарубежных странах», — отметил он.

«Налог ляжет дополнительной нагрузкой на клиентов и создаст бремя для всей индустрии, которая и так находится на грани отсутствия конкурентоспособности на российском и мировом рынках. Создание фонда для субсидирования создателей российского ПО — бессмысленная задача, – считает Макаров. – Так как вопрос импортозамещения в области программных продуктов уже решен нашими собственными силами, по крайней мере в одной из двух наиболее пострадавших от западных санкций сферах — в банковской. В нефтегазовой отрасли мы эту проблему тоже решим в ближайшее время».

По его словам, все крупнейшие российские банки после начавшегося политического противостояния России и Запада сменили иностранные компьютерные программы на ПО, созданное группой предприятий, возглавляемой московской фирмой «Диософт». В частности, в коммерческих банках установили российскую систему управления базами данных «Линтер», выпущенную воронежской компанией «Рэлэкс». «Мы это сделали за 3-4 месяца безо всяких санкций и лишних телодвижений. Но никто этого не заметил. Ни политики, ни чиновники», — сказал Макаров.

«Так что создание национальной СУБД — это не решение проблемы импортозамещения, а увод денег, которых и так не хватает», — отметил глава «Руссофта».

Гендиректор петербургской компании «Веб-мастер» Андрей Рябых сообщил, что, по его мнению, «все что делает наше гениальное правительство для отрасли, направлено на ее рост и развитие. Правда, в других странах. В принципе, чтобы максимально помочь другим странам в развитии ИТ-рынка, можно ввести налог размером не в 10%, а в 20%, а то и в 30%», — сказал он.

«Фонтанка» пыталась узнать об отношении к проблеме самих российских производителей. В компаниях «Лаборатория Касперского», «Доктор веб» (антивирусные программы), 1C (бухгалтерские, офисные программы, игры), «Центр речевых технологий» (программы записи телефонных разговоров, распознавания речи), «Центр финансовых технологий» (банковское ПО) 24 сентября не смогли предоставить официальных комментариев.

В одной из указанных фирм тем не менее сказали, что следили за обсуждением планов Минкомсвязи с самого начала, и теперь с сожалением узнали о том, что эти планы одобрил президент Путин. В другой фирме отметили, что существующие планы выражены в слишком общих формулировках, и чтобы предметно высказаться, нужно дождаться, когда правительство объявит о своих планах более подробно. Директор ассоциации «Отечественный софт» Евгения Василенко обещала высказаться позже.

Отметим, что в большинстве случаев у IT-компаний доля чистой прибыли к выручке составляет 10-20%. Например, в «Лаборатории Касперского» в 2006 году (после которого компания прекратила обнародовать свои финансовые показатели) чистая прибыль составила 272 млн при выручке в 1 млрд рублей. Всемирная выручка компании в 2013 году составила $667 млн (на 6% больше, чем в 2012 году), сказали в компании. Чистая прибыль не раскрывается. Примерно такое же отношение чистой прибыли к выручке, как и у «Касперского», до 2011 года было ЗАО «1C». В 2012 году компания получила убыток в 78 млн при выручке почти 600 млн. «Центр речевых технологий» в 2013 году получил 73 млн чистой прибыли при выручке 685 млн.

Российские компании, среди которых есть успешно вышедшие на мировой рынок, теперь будут платить часть своих денег российскому правительству, которому потребовались средства для импортозамещения. К примеру, по данным ассоциации «Отечественный софт», компания «Инпас» (эквайринговые услуги) сотрудничает с 450 банками, процессинговыми центрами, IT-компаниями в России, странах СНГ и за рубежом. Программы распознавания документов и лингвистические программы российской фирмы Abbyy используют 30 млн пользователей и несколько десятков тысяч компаний в 130 странах мира. Компания «Инфовотч» (принадлежит Наталье Касперской), которая занимается защитой конфиденциальной информации, — единственная российская фирма в Европе среди всего 12 мировых поставщиков такого рода программ.

Отметим напоследок, что большинство российских разработок ПО, к которым прикладывало руку государство, вызывают смешанные чувства. Например, в Росреестре несколько лет назад создавали электронный кадастр недвижимости. Из 42,3 млрд рублей, выделенных на это славное дело, по данным Счетной палаты, 24 млрд были истрачены нецелевым способом. В результате 40% сведений об объектах капитального строительства были внесены с ошибками. Например, в фарватере реки Волги можно было найти завод, хотя на самом деле он расположен на берегу.

Ростелеком недавно запустил поисковую систему «Спутник», которую в Рунете прозвали «государственным поисковиком». Идея его в том, чтобы, например, на запрос «школьницы» система выдавала «девочек в аккуратных белых передничках, а не то, что выдают сейчас другие поисковые системы», говорил вице-президент Ростелекома Алексей Басов. Большинство пользователей Интернета продолжили использовать системы Google и «Яндекс».

Сайт государственных услуг, хотя и значительно улучшился за последние 2 года, по-прежнему периодически не работает. Картотека Высшего арбитражного суда с годами стала зависать реже, но зависать не перестала. База МРЭО ГИБДД Петербурга периодически отключается. Несколько месяцев подряд не могут починить аппараты по пополнению проездных карт в метрополитене Петербурга.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях