Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто [Тестдрайв: Tesla Model S] Теsla – очень умный троллейбус

[Тестдрайв: Tesla Model S] Теsla – очень умный троллейбус

710

О том, что двигатели внутреннего сгорания исчерпали себя, и их вот-вот сменят более экологичные двигатели, говорят часто и много. Конспирологи даже шепчут, что мировое нефтяное закулисье преднамеренно тормозит создание силовых агрегатов, которым не нужны ни бензин, ни солярка.

При этом критические замечания иногда оказываются совершенно неожиданными для человека, не погружённого в вопрос. Скажем, некоторые модификации водородных двигателей вместо выхлопных газов продуцируют водяной пар – что будет с дорогами Москвы или Петербурга, если сотни тысяч автомобилей одновременно станут выбрасывать в окружающее пространство воду при морозе в минус двадцать? А что произойдёт с мировой экономикой, если нефть перестанет занимать в ней место ключевого энергоносителя для транспорта?

Конечно, чтобы судить об этом всерьёз, нужно обладать нешуточной квалификацией, просто инженерного образования или экономического образования недостаточно. А вот электрокар или электроскутер даны простому обывателю, что называется, в ощущениях. Он есть, он едет, он не превращает дорогу в каток и он не подрывает финансовую систему на планете. По крайней мере, пока. Может ли этот самый электрокар ехать быстро и далеко – не 50 километров от зарядки до зарядки, а хотя бы 300 или 200?

Вот этот вопрос интересен уже не только специалистам. Причём интерес вызывает именно транспорт, пользующийся исключительно электрической тягой. Гибриды хоть и набирают популярность, но пока остаются ожидаемо сложными и дорогими. Ведь по сути в одной гибридной машине устанавливаются два самостоятельных силовых агрегата: бензиновый мотор с топливным баком и электромотор с аккумуляторной батареей. Вдобавок эти две системы связаны между собой через генератор для подзарядки батарей. Сложно. На взгляд дилетанта – уж точно сложно. «Чисто электрический» автомобиль выглядит как-то убедительнее.

Машинки, предназначенные для разъездов по полю для гольфа, и недалеко ушедший от них Mitsubishi i-MiEV не в счёт. Электромобильчик, за который японцы просят миллион, имеет запас хода всего 150 км и силовой агрегат мощностью «аж» 64 силы, а «сотню» набирает за 16 секунд. «Царь ненастоящий». На таком разве что журналистов по территории автозавода возить, чистоту в цехах показывать.

В общем, свято место пустовало. В итоге «чисто электрический» автомобиль, настоящий автомобиль – появился. И да, он может проезжать от заправки до заправки 420 километров, он разгоняется до 200 км/час, а 100 км/час набирает за 4,2 секунды – тяга-то, что называется, троллейбусная. Мощность двигателя – от 302 до 416 лошадиных сил. Это полноценный пятиместный хэтчбэк (точнее, фастбэк), и называется эта штука Tesla Model S.

Американская компания Tesla Motors, названная в честь легендарного исследователя Николы Теслы, представила свой первый автомобиль в 2006 году. Машина называлась Tesla Roadster, собиралась на основе лёгкого спортивного Lotus Elise и стоила удобные для запоминания 100 000 долларов. Первый экземпляр купил лидер и один из инвесторов Tesla Motors Илон Маск, основатель платёжной системы PayPal.

Tesla Roadster (справа) и Tesla Model S

Сейчас компания продаёт Tesla Model S, выпускаемый с 2012 года уже на собственной платформе. Электромобиль способен пройти на одной зарядке не менее 426 км, что официально зафиксировано американским Агентством по охране окружающей среды (EPA). Это мировой рекорд для полностью электрических автомобилей, выставленных в открытую продажу. Правда, сам производитель заявляет максимальный пробег Model S без подзарядки в 480 км. Известно также, что в 2009 году первенец компании Tesla Roadster в ходе эко-ралли прошёл по Австралии на одной «заправке» 501 километр, но средняя скорость движения составила всего 40 км.

Рекламный ролик Tesla Model S, снятый энтузиастом марки, на YouTube.

Конечно, Tesla Model S – это luxury. Цена в Штатах начинается с 70 000 долларов, и за эти деньги предлагаются действительно элегантный дизайн, специальные покраска и полировка, шикарный салон и сенсорный экран управления бортовыми системами размером в три-четыре айфона (диагональ 17 дюймов).

Интересно, что «бюджетные» версии Tesla пока не выпускает из-за… низкого спроса. Похоже, ценообразование на старте бизнеса здесь напоминает одну из стратегий гостиничного бизнеса: стоимость ночи должна быть такой, чтобы отель загружался на 60%. Если гостиница битком, выгоднее поднять цену так, чтобы часть апартаментов пустовала; общая выручка та же, а издержки ниже.

Не исключено, что того же подхода придерживается Tesla. Лучше сделать культовый супергаджет для обеспеченных людей, гарантированно продающийся ограниченным тиражом, чем тратить бешеные средства на массовую рекламу, сеть дилерских салонов и – не будем забывать о специфике электромобилей – сеть зарядных станций. И логика эта, судя по всему, себя оправдывает: Tesla является первой автомобильной компанией, полностью погасившей долг перед правительством США (правительственный займ составлял 465 млн долл.). К примеру, Ford и Nissan пока с государством рассчитаться не сумели.

Езда по трассе со скоростью 165 км/час: в салоне непривычно тихо. Видео на YouTube.

А автомобили Tesla – это действительно гаджеты. Скажем, чтобы открыть или закрыть люк в крыше, необходимо «сдвинуть» пальцем его изображение на сенсорном экране. Двигаясь по городу, автомобиль автоматически подключается ко всем открытым точкам Wi-Fi (в салоне работает собственный Wi-Fi-доступ, связанный со встроенным мобильным телефоном), а навигация на огромном мониторе, естественно, обеспечена Google Maps. (К слову, основатель Google Сергей Брин тоже входит в число инвесторов Tesla Motors). Ну и, конечно, на смартфон нужно будет установить специальное приложение, позволяющее, например, дистанционно управлять климатической системой. А уж обновление собственного софта машина скачает из сети самостоятельно.

Tesla – «современный космолёт». Видео на YouTube.

При этом сугубо автомобильными свойствами Tesla Model S тоже обладает, правда, они носят довольно неожиданный, «электрический» характер. Скажем, отличная управляемость машины обеспечена низким центром тяжести – а дело в том, что тяжёлая (450 кг) аккумуляторная батарея от Panasonic расположена в днище кузова. Из других «троллейбусных» особенностей машины можно упомянуть коробку передач – её у Tesla просто нет. Как водится у электромобилей, при торможении двигатель превращается в генератор и подзаряжает батарею.

Зато – как у всех нормальных автомобилей – есть дорожный просвет, составляющий 15 сантиметров, причём эту величину можно регулировать. Есть продвинутая система климат-контроля, камера заднего вида, электронная настройка «остроты» акселератора (тут уж не скажешь «газа»), тормозов и рулевого управления, а также, само собой, бесключевые доступ и запуск. Точнее, запуска как такового тоже нет: машина не заводится, а «включается» нажатием на педаль тормоза. Более того, при приближении к автомобилю он «выпускает» дверные ручки наружу, а во время езды втягивает их обратно в дверцы.

Заднеприводный автомобиль оснащён складывающимися зеркалами, громкой связью, контролем давления в шинах, системой курсовой устойчивости, ABS, ксеноновыми фарами и восемью подушками безопасности. Для зимы предусмотрены подогрев сидений, форсунок омывателя лобового стекла и зоны покоя дворников. В общем, у этого «троллейбуса» всё как у людей. Длина Tesla Model S – 4,76 метра, ширина – 1,97 метра, высота – 1,44 метра, объём багажника – 894 литра.

Разумеется, при знакомстве с таким «гаджетом» возникает ряд вопросов из тех, что в компьютерной субкультуре называются FAQ. Вот вам FAQs, дорогие читатели.

Tesla Model S уже есть в России?

Да, на российском рынке уже есть эти машины, и цены в таблице указаны за автомобили «в наличии» у специализированного дилера. При этом машины предлагаются как салонами, так и частными лицами.

Следует отметить, что с 1 февраля 2014 года в России отменили ввозные пошлины на электрокары, правда, пока в порядке эксперимента. Сейчас машины в Москву привозят либо морем, либо самолётом – во втором случае срок доставки составляет 5-7 дней.

Спидометр в милях? Радио, световые приборы, навигация – годятся ли для России?

Есть завод по сборке Tesla в Голландии, выпускающий европейскую версию, которая обеспечивает все принятые в Старом Свете стандарты. Качество сборки идентично «родному»: на завод из Америки приходят уже готовые машины, в которые устанавливают только аккумуляторы и моторы.

Как обстоят дела с ремонтом и запчастями?

Квалифицированный сервис есть пока только в Москве. Следует отметить, что, по свидетельству очевидцев, побывавших на голландской сборочной площадке, запасных двигателей и аккумуляторов там лежит всего несколько штук – для европейского рынка, где Tesla получает всё более широкое распространение, очень немного. Из этого можно сделать оптимистичный вывод о том, что основные узлы электромобиля выходят из строя крайне редко. Либо пессимистичный вывод о том, что логистика комплектующих пока не на уровне. Московский сервис обещает «оригинальные запчасти в наличии».

Тревожных сообщений о технической надёжности Tesla немного. Правда, сообщается о двух случаях возгорания аккумуляторов в результате ударов при авариях, произошедших в Штатах и в Мексике.

«Широкое распространение в Европе» – насколько оно широко на практике?

В 2013-2014 годах Tesla Model S дважды становилась самым продаваемым автомобилем месяца в Норвегии. В среднем норвежцы покупают у Tesla более 300 машин в месяц, что составляет 5,1% рынка – неудивительно при их ценах на топливо. Норвегия оказывается крупнейшим рынком для Tesla, производящей всего 22 000 машин в год.

К концу 2014 году, по расчётам Tesla Motors, сеть зарядных станций должна покрыть всю Западную Европу (на момент написания статьи в Европе насчитывается 63 зарядных станции Tesla, покрывающих территорию от юга Франции до центральной части Норвегии).

Покрытие зарядными станциями Tesla Supercharger в Европе
Источник:

Для сравнения: в США сеть зарядных станций Tesla насчитывает 112 точек. Можно сказать, что плотность покрытия на территории ЕС не ниже, чем в Новом Свете.

Как заряжать?

Tesla заряжается от разных типов устройств. Стандартная американская бытовая сеть напряжением 110 вольт за час насыщает автомобиль энергией всего на 8 км пробега. В то же время самая продвинутая, стационарная версия зарядного устройства – станция Supercharger – обеспечивает 240-километровый пробег всего за полчаса, а полную зарядку самой ёмкой версии аккумулятора – за 75 минут. Поставляемое в комплекте зарядное устройство, подключенное к трёхфазной российской/европейской сети 220/380 вольт, обеспечит полную зарядку за 6-8 часов.

В рекламном ролике Tesla Model S «Галлоны света» дети с недоумением разглядывают нефтедобывающую установку. Видео на YouTube.

Если нет желания ждать полчаса, можно заменить аккумулятор на полностью заряженный. Процедура занимает 1,5 минуты и обходится в 80 долларов – примерно как полный бак бензина по американским ценам. А вот зарядка собственного аккумулятора бесплатна и, как обещает компания, будет бесплатна для владельцев автомобилей Tesla всегда. Дело в том, что питаются эти станции от солнечных батарей.

В России климатические особенности такое вряд ли позволят, но «полный бак от сети» обойдётся примерно в 170 рублей. Бережливые же европейцы предпочитают заряжать свои электромобили по ночам, когда электроэнергия дешевле.

Стационарная зарядная станция Supercharger

В Москве существует уже более 20 станций Supercharger, причём на официальном сайте компании они не отмечены – видимо, это сторонняя инвестиция. Сообщалось, что к концу 2014 года их число будет доведено до 500, но подтвердить или опровергнуть эту информацию не удалось. Кроме того, при покупке автомобиля в специализированном российском салоне зарядная станция и работы по её установке уже включены в стоимость автомобиля, можно оснастить домашний гараж или парковку у офиса.

Известно, что глава Tesla Motors Илон Маск пересёк Америку на своём электромобиле, проехав 5000 км за 6 дней и потратив на зарядку 9 часов – в среднем по полтора часа в день.

Справляется ли Tesla с морозами?

См. комментарий о популярности Tesla в Норвегии. Изготовитель указывает в качестве штатной температуру окружающего воздуха от –25ºC до +50ºС.

Планируется ли выпускать другие модели?

В 2012 году Tesla Motors презентовала полноразмерный кроссовер Tesla Model X с двумя двигателями (по одному на каждой оси) и тремя рядами сидений, являющийся соплатформенником Tesla Model S. У этих автомобилей до 60% общих комплектующих, включая моторы и аккумуляторы. Интересно, что задние двери у Tesla Model X будут при открытии подниматься вверх. Сообщается, что полноприводный кроссовер пойдёт в серию в конце 2014 года.

Кроме того, Tesla анонсировала модель BlueStar. Предполагается, что по размерам автомобиль будет схож с Audi A4 и BMW 3-series, а цена в Штатах составит 30 000 долларов. На рынке Tesla BlueStar ожидается в 2017 году.

1 из 16

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях