На первом после летних каникул заседании Законодательного собрания 17 сентября не было и намека на постотпускное настроение. Летняя избирательная кампания наложила следы на лица депутатов — у некоторых прибавилось седых волос, кто-то был красный, как рак. Три фракции («Справедливая Россия», «Яблоко» и «Гражданская платформа») выступили совместно с заявлением о неприятии прошедших выборов и с требованием провести голосование повторно. Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров традиционно обвинил последних в предательстве интересов России. Кажется, только КПРФ так и не смогла понять, к какой стороне ей примкнуть.
Конечно, первое заседание парламента спустя три дня после единого дня голосования должно было вертеться вокруг выборов. Страсти еще бурлят, «Единая Россия» не может озвучить, сколько же мандатов получила, оппозиционеры оценивают проигрыш сотней мест. Поэтому ожидаемый перерыв, взятый на полчаса фракцией «Справедливой России» в самом начале пленарного заседания, мог означать только одно.
Выстроившись в шеренгу, представители трех оппозиционных фракций кивали в сторону победителей. Они приняли согласованное обращение по поводу ситуации на муниципальных и губернаторских выборах 14 сентября. «Мы считаем, что в Санкт-Петербурге должны быть проведены новые выборы, как губернатора, так и депутатов муниципальных советов, к которым будут допущены все политические силы. Только в этом случае избранные органы власти могут рассчитывать на доверие горожан», – говорится в заявлении, подписанном четырнадцатью депутатами (всего в городском парламенте 50 депутатов).
«Наша позиция заключается в следующем, – начал глава фракции эсеров Алексей Ковалев (по разные стороны от него стояли депутаты из «Гражданской платформы» и «Яблока», которым пришлось на время забыть взаимные обиды). – Количество нарушений, приписок и «вбросов», достигающее на некоторых избирательных участках 70%, говорит о том, что выборы признать легитимными нельзя. Давайте возьмем для примера несколько участков Фрунзенского района. На муниципальных выборах на участке явка 15%, на выборах губернатора записано 91%. И там таких участков штук 15. Такого рода статистика говорит об одном — что вбрасывали, и вбрасывали в таком количестве, которое я припомнить не могу за последние 25 лет своей политической деятельности».
По мнению Ковалева, выборы в Петербурге выглядят нонсенсом даже на фоне других регионов: «Да, там был административный ресурс, но такого беспредела не было». «И главное, мы не понимаем, зачем это надо было основному кандидату, если и так поляна на выборах была зачищена», – припомнил депутат Георгию Полтавченко то, что глава петербургских эсеров Оксана Дмитриева не прошла «муниципальный фильтр». Теперь эсеры будут передавать всю собранную информацию о нарушениях в правоохранительные органы.
Петербург всегда считался «яблочным» городом. В некоторых муниципалитетах (например на «Гражданке») у партии была выставлена сильная команда. Но на муниципальных выборах «Яблоко» не получила ни одного мандата. Поэтому речь Григория Явлинского была наполнена обвинениями в захвате власти и угрозами обращений в различные инстанции. Причем политик подчеркнул, что их заявление специально было направлено не в суд, а в прокуратуру, Следственный комитет и ФСБ, поскольку «события, связанные с узурпацией власти, являются серьезными государственными преступлениями и требуют соответствующих следственных действий». Масштабные нарушения на местных и губернаторских выборах в Петербурге, а также в других российских регионах, по его мнению, стали прямым следствием присоединения Крыма к России: «После крымских событий стало ясно, что власти этим не ограничатся – дальше будут искажение выборов и нарушение законов России во всем по принципу «почему, если там можно, нельзя здесь?».
Максиму Резнику в целом было мало что добавить: «Лучший комментарий к произошедшему в воскресенье — это набор матерных слов, расставленных в произвольном порядке», – возмущался он. Понять его можно — по подсчетам партии, «ГП» и ее союзники потеряли порядка 48 мандатов на выборах. Но так как депутат находился в ротонде Мариинского дворца, пришлось подбирать цензурные выражения: «Конечно, мы будем обращаться в Следственный комитет, но надеяться особо не на что», – заявил Резник. Поэтому, как бы это ни было странно для представителя либеральной оппозиции, надежда осталась только на президента Владимира Путина. «Надеюсь, найдутся люди, которые расскажут президенту, каким грубым и наглым образом был использован его авторитет. Как бы мы ни относились ко внешней политике, огромная поддержка президента была использована для надругательства на его родным городом. По сути, на этих выборах появилось две партии — партия приличных людей вне зависимости от их убеждений, и партия негодяев, которая узурпировала власть в городе», – сказал он.
Депутат от фракции «Яблоко» Борис Вишневский напомнил, что недаром фракции выступали против досрочного голосования. В пример привел выборы во «Владимирском округе», где два его кандидата заняли по результатам волеизъявления 14 сентября 1-е и 3-е место, однако не прошли из-за большой поддержки единороссов со стороны «досрочников». «Я как математик по первому образованию говорю, что статистически это практически невозможно», – добавил он.
В свою очередь победители, которых в политике судят всегда, остались ходом выборов довольны. Спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров в заявлении, распространенном пресс-службой, даже назвал прошедшие выборы «примером честного и открытого соперничества кандидатов, в результате которого петербуржцы выбрали наиболее достойных».
«Я хочу сказать, что избирательная кампания всегда имеет побеждённых и победителей. Избирательная кампания всегда сопряжена с эмоциями, избирательная кампания всегда сопровождена резкими и хлесткими выражениями и выпадами. Всегда во все времена есть люди, недовольные результатом, потому что кто-то проигрывает. На то они и выборы. Другое дело, каждый должен предвидеть последствия того или иного непродуманного решения. И всяческий демарш, скрытые и явные угрозы, всяческие выпады не будут иметь никаких абсолютно последствий. Мы проведём однозначно все мероприятия, которые связаны со всеми вопросами, начиная с инаугурации, заканчивая нашими пленарными заседаниями», – заявил спикер.
Главной поствыборной интригой осталась позиция КПРФ, которая, по уточненным данным, смогла заполучить таки 25 мандатов. В комментариях «Фонтанке» ее представители заявляли, что результаты выборов признать невозможно — в конце концов, они не получили ни Колпинский, ни Кировский районы, где у них были сильные позиции. Но ни один из депутатов фракции так и не присоединился к устроившим демарш эсерам и либералам. Подписала заявление только Ирина Комолова, которая из партии давно исключена. Потом Владимир Дмитриев, глава фракции КПРФ, объяснит это тем, что никого из партии так и не пригласили присоединиться к заявлению. Но морально, убеждал он, партия всецело разделяет позицию своих коллег — фальсификаций было много, а выборы (муниципальные) превратились в фарс.