Рухнувшая «Верса» стала последней в списке крупнейших петербургских туроператоров. Зазвучали версии, что бизнес убивают намеренно, чтобы заменить государственной монополией. «Фонтанка» попыталась осознать природу развала туристического рынка. Как выяснилось, операторы, словно неразумный потребитель, брали деньги, чтобы погасить старые долги, а в итоге оказались финансово несостоятельными. Сегодняшний крах рынка заставил вернуться к старой теме – российскому турбизнесу нужен регулятор.
За последние несколько лет закрылись около 20 туроператоров, среди которых наиболее крупными были «Капитал тур» (2010 год, пострадали 8323 туриста), «Ланта-тур» (2012 год, около 4 тыс. туристов), «Асент-трэвел» (2013, около 16 тыс. туристов). Ответственность этих компаний была застрахована на несколько сотен миллионов рублей, и их закрытие привело к тому, что страховые компании стали крайне неохотно сотрудничать с турфирмами.
«В последнее время для крупных операторов получение финансового обеспечения стало большой проблемой, — говорит совладелец закрывшегося туроператора «Атлас» Дмитрий Смирнов. – Страховые компании видят, что высока вероятность обрушения крупных операторов. «Неве», «Солвексу» поэтому приходилось договариваться с целым рядом страховых. Найти нормального страховщика, который реально будет выплачивать деньги, стало сложно. В результате компании вроде «Восхождения» и появляются. 40 фирм застраховала, а что она заплатит?»
Еще одно требование, которое осложняет в последнее время работу турфирм, — это необходимость платить взносы в объединение туроператоров «Турпомощь». Эти взносы — основание для попадания в реестр «Турпомощи», которое, в свою очередь, является основанием уже для записи в реестр Ростуризма. Сумма взноса небольшая — 100 тыс. рублей в год (сейчас его хотят увеличить, а также заставить операторов платить по 100 рублей с каждой путевки) плюс 0,1% выручки. Однако на рынке существует большое количество небольших туроператоров, которые, например, возят туристов на автобусах в Финляндию. И для них эта сумма существенная.
Разрушение рынка петербургских туроператоров началось в июле 2014 года с турфирмы «Нева». К 16 сентября в городе не осталось ни одного крупного оператора — 15-го числа объявила о прекращении международного туризма компания «Верса». Причин этого кризиса несколько, и они все озвучивались. Во-первых, упал спрос на внешние направления. В составе отказавшихся от заграничного отдыха — сотрудники правоохранительных органов, которым запретили в этом году выезжать за рубеж (или ограничили выезд), граждане, чье денежное положение ухудшилось на фоне общего спада российской экономики, и люди, которые не пожелали ехать за границу из-за ставших напряженными отношений России с западными странами. К тому же правительство РФ пропагандировало отдых в Крыму. В результате этих обстоятельств акцент сместился в сторону внутреннего туризма.
Однако руководители турфирм не могли не понимать заранее, что спроса не будет. По информации «Фонтанки», руководство «Невы» знало о грядущих проблемах за полгода, «Солвекса» — за четыре месяца. Если рассуждать со стороны, кажется, можно было бы сократить персонал, закрыть несколько офисов, оптимизировать расходы. Но на самом деле все сложнее. Как объяснил «Фонтанке» проректор Балтийской академии туризма и предпринимательства Олег Евреинов, туристический бизнес построен таким образом, что туроператоры рассчитываются с отелями и принимающими компаниями значительно позже, чем когда отдыхает турист.
«За счет денег нынешних туристов мы оплачиваем предыдущие поездки. Это обстоятельство вынуждало в преддверии летнего сезона собирать новые и новые деньги, чтобы оплатить отдых прежних туристов. Накопили тем самым долгов еще больше», — говорит Евгеинов. Ситуация осложнилась тем, что отели и принимающие компании после закрытия «Невы» начали требовать от турфирм возвращения долгов, в противном случае они могли отказаться обслуживать туристов. По данным «Фонтанки», в турфирму «Атлас» за две-три недели до ее закрытия обращались, например, итальянские компании.
У многих туристов вызывает сомнение правильность действий туроператоров, до последнего принимающих деньги от клиентов. Но с другой стороны, деньги, полученные от туристов, еще не отправившихся на отдых, турфирмы направляют не только на погашение долгов, но и на оплату услуг уже отдыхающих туристов, в том числе их обратный перелет. Юрист Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Светлана Мержвинская считает, что «ситуация туриста, оплатившего путевку, но не поехавшего в отпуск, немного легче, чем у тех, кто за границей остался без возможности оплатить не только проживание в отеле и обратный перелет, но и зачастую питание».
«Нас упрекают в том, что мы виноваты в том, что не могли раньше закрыться, — говорит Дмитрий Смирнов. — Так потому и продолжали ведь работать, чтобы выполнять обязательства перед клиентами. Закрытие фирмы — это смерть, которую каждый откладывает, оттягивает. Не было никакого рационального смысла, чтобы закрываться раньше. Чем раньше закрылись бы, тем раньше не смогли бы выполнять обязательства».
Помимо зависимости от долгов перед отелями и принимающими компаниями туроператоров сковывают жесткие условия сотрудничества с авиаперевозчиками. Дело в том, что многие авиакомпании штрафуют турфирмы за отказ от рейса в размере 60% его стоимости. А план полетов утверждается в конце предыдущего сезона. Осенью – в начале зимы 2013 года туроператоры уже договаривались с авиакомпаниями о количестве туров летом 2014 года. Однако турпоток упал, в результате чего операторы пытались сбыть путевки по заниженной, убыточной, стоимости, чтобы только не платить штраф. «Бывает и по-другому. Если оператор не смог выплатить перевозчику штраф — ладно, перенесем рейс на следующий год, но ты обязан летать, бери не один рейс, а два, бери три! Перевозчики во многом диктуют свои условия. В результате турфирма залезает глубже в эти обязательства, которые не знает, как выполнить. Я долго был в этой шкуре, вылезал-вылезал, но так и не смог вылезти», — говорит Смирнов.
Все эти причины, которыми туроператоры объясняют прекращение своей работы, не исключительны. Существует большое количество причин, заключенных внутри самих туроператоров. По мнению руководителя одного из прекративших существование туроператоров, который просил не ссылаться на него, почти во всех компаниях, которые прекратили работу, была архаичная система управления, в результате которой принимались решения, не соответствующие быстро меняющейся обстановке. По его словам, «Нева» в 2013 году пригласила специалиста, который занимается кризисным менеджментом. Несколько месяцев он изучал проблемы компании, делал конкретные выводы, предлагал решения. Его предложения должны были за год вывести компанию из плачевного положения. Начальники «Невы» все это прекрасно понимали, но заключения специалиста восприняли не так серьезно, как считают некоторые наблюдатели. «В результате не смогли вырулить», — говорит собеседник.
Кроме того, у «Невы» в последний год было неоправданно большое количество рекламы. По мнению собеседника, такие затраты на рекламу не стыковались с демпингом, которым занималась «Нева». «Логика такая: я тону, поэтому как можно больше надо потратить на рекламу. Часть рекламы, к тому же, у «Невы» шла по бартеру — с газетами, журналами. В результате много мест горело», — говорит он.
В «Солвексе» еще в 2013 году было широко представлено туристическое направление — Греция, убыточная для многих операторов. В конце года умер коммерческий директор «Солвекса» Андрей Агапов, который занимался этим направлением, и развитие затормозилось. Туроператоры не хотели распределять между собой турпоток в Грецию, поэтому брали большое количество чартеров (впоследствии все же пытались договориться между собой «Верса» и «Солвекс», но было уже поздно). В результате эти туры горели, и их продавали по бросовым ценам. Еще одним рискованным направлением, в том числе для «Солвекса», был Израиль.
В связи с накопившимися проблемами «Солвекс» хотел продать свою долю — за полгода до прекращения работы. Одна из авиакомпаний хотела купить туроператора, но впоследствии отказалась. «Проблемы явно были, и достаточно серьезные, покупатели это чувствовали», — считает собеседник.
«Атлас», в отличие от «Невы» и «Солвекса», при наступлении кризиса сократил объемы перевозок, не стал демпинговать и вступать в конкуренцию с другими операторами. Вместо этого он начал продавать путевки других туроператоров. Примерно 50% путевок в «Атласе» оформлялись через агентство «Атлас трэвел», принадлежащее сыну владельца «Атласа» Никите Смирнову. Ему же на 50% принадлежало ООО «Моресо», под началом которого работало агентство «Море солнца» (вторым совладельцем был Дмитрий Тихонов). По данным Федеральной налоговой службы, за несколько дней до прекращения работы «Моря солнца» Никита Смирнов вышел из состава владельцев «Моресо», оставив в нем Дмитрия Тихонова. За некоторое время до закрытия «Моря солнца» оно начало использовать базу клиентов «Атласа» и рассылать предложения по мобильным телефонам, но эта попытка ни к чему не привела.
Но проблема «Атласа» оказалась в том, что он выпал из информационного поля, сократив затраты на рекламу до нуля. «Слава богу, он ушел от выставочной деятельности, но нужно было уходить от печатных СМИ, заходить в интернет и начинать продвигать услуги более современным образом. Но поняли это в компании достаточно поздно», — считает собеседник.
Практически у всех закрытых туроператоров были проблемы в работе с персоналом. В последние годы часто задерживали зарплаты, поэтому грамотные сотрудники в 2012 – 2013 годах уходили в большом количестве. «Вместо них набирали девочек бестолковых, которые даже в направлениях путались. Относились к персоналу как к разменной монете. Ни в «Солвексе», ни в «Атласе» не было системы обучения персонала. Не было даже толкового специалиста, который занимался бы набором сотрудников. В других отраслях люди приходят на работу, у них на два-три месяца расписана программа. Что человек должен знать на вторую, третью неделю, что должен знать через месяц. Отсутствие системы набора персонала свойственно для всей туристической отрасли», — говорит он.
Все эти внешние и внутренние проблемы в 2014 году были помножены на невероятный рост стоимости доллара и евро, в результате чего себестоимость путевок возрастала на 20 – 40%.
Существует версия, согласно которой обрушение туристического рынка произошло не случайно. Якобы это нужно правительству РФ для создания государственного туроператора, как в советское время, вроде «Интуриста». Но в отличие от банковской сферы, где переток клиентов в государственные банки происходит в результате ужесточения контроля над частными банками, в туристической отрасли никакого регулирования нет в принципе. Поэтому возможное создание госоператора можно рассматривать как реакцию на происходящее на рынке. К идее создать единого туроператора все участники рынка, с которыми общалась «Фонтанка», относятся недоверчиво.
Предложение создать единого государственного туроператора исчерпывается сообщением партии ЛДПР, в котором предлагается «упразднить все частные туристические компании и создать единую государственную». Контролировать ее работу должно будет специально созданное министерство, а также Федеральное агентство по иностранному туризму (вдобавок к существующему Федеральному агентству по туризму). «Тем самым мы позволим избежать ненужных рисков, так как на отпуск граждане откладывают средства целый год…» — говорится в сообщении.
В июле, впрочем, стало известно о том, что ФГУП «Президент-сервис» управделами президента вскоре начнет предоставлять услуги по поиску и бронированию туров в Крым, а также на другие курорты России. Но о международном туризме речи пока не идет.
Сейчас государство пытается вразумить предпринимателей угрозой уголовного преследования. «Есть централизованная политика — у Следственного комитета — очень быстро возбуждать дела о мошенничестве, — говорит Олег Евреинов. — Хотя я лично знаком с руководителями некоторых туроператоров. Ни о каком мошенничестве там и речи быть не может».
«Глупо считать, что «Нева», «Солвекс» с целью личной выгоды разрушили то, что создавали 20 лет. В этом смысле подозрение в мошенничестве, под которое всех стригут, выглядит смешно. То, что произошло, это не более, чем отчаянные попытки как можно дольше продержаться», — считает Дмитрий Смирнов.
Теперь назрело время создать регулятора, который заставит быть в тонусе и операторов, и агентства. «О, тут работы – непочатый край!» — заметил один из участников рынка.
Туристический рынок давно требует создания такой структуры. В 2013 году в Ростуризме были попытки внести поправки в закон «О туристской деятельности». В конце года в Заксобрании Петербурга собиралась профильная комиссия по туризму. Предполагалось, что предложения, там озвученные, внесут в ЗакС, после чего — в Госдуму. Впоследствии Дмитрий Медведев приостановил этот процесс, однако теперь снова им озаботился. На днях он поручил Минфину, Центробанку, Ростуризму, Роспотребнадзору и другим ведомствам до 1 ноября представить предложения по усилению механизма защиты туристов, выезжающих за границу. В чем будут выражаться нововведения, пока не понятно.
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»