В МО "Гагаринское", где самый высокий конкурс – 11 человек на одно депутатское место – на четвертый день «досрочки» якобы поймали скупщиков голосов. На место происшествия была вызвана полиция. «Фонтанка» разбиралась, что же на самом деле произошло в «Гагаринском», в чьих интересах действуют ловцы и пойманные, и почему зарегистрировать всех – технология не менее эффективная, чем массовый отказ в регистрации.
О том, что в МО «Гагаринское» якобы скупали голоса избирателей, «Фонтанке» сообщил выдвинутый «Родиной» в том же муниципальном округе Владимир Стуленков. Он и еще трое кандидатов – Ирина Калинина и Антон Алексеев от «Родины», а также Екатерина Шумлянская от ЛДПР – поздним субботним вечером писали заявление в 33-м отделе полиции Московского района. «Чтобы дело не замяли», – пояснил Стуленков. Все четверо заявителей – команда Вадима Войтановского, бывшего депутата ЗакСа от «Единой России», который со скандалом не прошел через сито единороссовских муниципальных праймериз в июне. А во время избирательной кампании 2002 года в ЗакС был замечен за одариванием пожилых избирателей продуктовыми наборами. «Но мы избираемся без него, он даже не зарегистрированный кандидат», – уточняет Владимир Стуленков.
Эта же группа кандидатов, 4 сентября, во второй день досрочного голосования, блокировали экскурсионный автобус с блокадниками у поликлиники №51. Накануне аналогичные автобусы привозили на избирательный участок пенсионеров после экскурсии в Кронштадт и кандидаты подозревали, что эта история повторится.
По версии Стуленкова и товарищей, внимание граждан привлекли расклеенные на дверях подъездов Московского района листовки. Черные, со зловещим изображением совы, они призывали жителей «стать наблюдателями» и предлагали «работу на выборах». Никакой уточняющей информации в листовках не содержалось, только номер мобильного телефона. Как выяснили бдительные граждане, подозрительные наблюдатели обосновались на проспекте Космонавтов, 28, в одном подъезде с участковым пунктом полиции №13. Помещение арендовали у библиотеки №10. На двери рядом с расписанием работы библиотеки повесили объявление "Инструктаж наблюдателей 2 этаж". Бдительные граждане сразу поняли, что речь идет о подкупе избирателей, и написали жалобы – почему-то не в полицию и не в Горизбирком, а кандидатам от партии «Родина». Как рассказал «Фонтанке» Стуленков, еще накануне странную активность людей, называвших себя наблюдателями, он заметил в КДЦ «Московский», где проводят досрочное голосование все избиркомы района. «Эти наблюдатели появлялись на избирательном участке ИКМО «Гагаринское» большой группой человек по 30, два часа сидели на участке, а потом организованно подходили, чтобы получить муниципальные бюллетени, голосовали и уходили, – говорит Стуленков. – Есть видеозапись, где молодой человек после двух часов такого «наблюдения» получает тысячу рублей. Голосование ведется в пользу кандидатов от партии власти».
Владимир Стуленков с командой произвели разведку на местности – двое прикинулись, что хотят поработать наблюдателями. «Нас записали на некую лекцию на воскресенье, на восемь вечера, – говорит Стуленков. – Мы сразу въехали, что происходит. Вчера таких наблюдателей 70 человек проголосовало. Когда мы их офис стали снимать на камеру, они нас оттеснили. Тогда мы ушли, приехали уже ввосьмером, задвинули их в угол. Но к этому моменту они все двери закрыли и прятались от нас, не открывали. Они сами вызвали полицию. Приехал наряд из 33-го отдела, у них изъяли документацию, анкеты на 38 так называемых наблюдателей. Всех забрали в отдел для дачи показаний». О том, что работа уловленных наблюдателей ведется в пользу «Единой России», Владимир Стуленков якобы узнал от некоего молодого человека, который тоже шел в офис поработать и раскрыл случайным знакомым главную партийную тайну.
Как пояснили «Фонтанке» в 33-м отделе полиции, участники конфликта в библиотеке на проспекте Космонавтов были доставлены в отдел. При этом процедуре задержания никто не подвергался.
Координатор «Наблюдателей Петербурга» Александра Крыленкова заявила «Фонтанке», что штаб на Космонавтов, 28, никакого отношения к этой общественной организации не имеет.
В доказательство своей версии Владимир Стуленков представил фотографии зловещих объявлений с совой и молодых людей, застигнутых в офисе на проспекте Космонавтов. На одной из фотографий корреспондент «Фонтанки» узнал Кирилла Майорова, который пытался зарегистрироваться самовыдвиженцем в ИКМО «Измайловское» и «Парнас». В обоих случаях это ему не удалось, а жалобу Майорова на действия ИКМО Горизбирком решил оставить без удовлетворения.
«Я проводил инструктаж наблюдателей по просьбе моего знакомого, который работает на одного из кандидатов, – пояснил «Фонтанке» Кирилл Майоров. – Наблюдатели, действительно, получали за работу денежное вознаграждение, но какое, я не знаю. Что касается кандидатов от «Родины», то сегодня они приходили к нам дважды. Сначала появился один, затем появилась целая бригада головорезов. Они высаживали дверь и угрожали расправой». Анкеты, о которых говорил Стебенков, действительно, были. «Так как при досрочном голосовании протокол наблюдения не составляется, наблюдатели заполняли анкеты, в которых сообщали основные характеристики работы комиссии», – пояснил Майоров.
«Фонтанка» связалась с тем самым «знакомым», который оказался технологом с пятнадцатилетним стажем по имени Максим. «Я веду пятерки кандидатов по всем четырем избирательным округам «Гагаринского», – говорит Максим. – Все кандидаты – самовыдвиженцы. Имен я не назову, потому что избирательный фонд кандидата не должен превышать 20 тысяч рублей, а наблюдатели получали гонорар. На одного наблюдателя за рабочий день – тысяча рублей с учетом посредника, который находит людей. Рабочий день – с 13 до 20 часов». Наблюдатели присутствуют на участке постоянно, и у них есть данные о том, сколько человек проголосовало в «Гагринском». Например, за четвертый день – порядка 70 человек. Число проголосовавших, которое в конце досрочного голосования озвучит избирком, должно совпасть с данными наблюдателей. В настоящее время основная борьба, по словам технолога, в «Гагаринском» разворачивается между тремя силами: партией власти, командой Войтановского и «Справедливой Россией». «Зарегистрировать всех – это тоже технология, – говорит Максим. – Она честнее, чем в других ИКМО, но все равно она не белая. Она создает проблемы оппозиции, потому что ресурс размывается. Бюллетень огромный, в день голосования на участке будут очереди, потому что людям требуется время, чтобы найти в бюллетене нужных им кандидатов. Здесь, как и везде по городу, на голосование сгоняют бюджетников. Тем, кому надо, голосов хватит». Тем не менее, технолог и его подопечные считают, что приписка голосов возможна, и стараются ее предотвратить.
Если официальная явка в «Гагаринском» и данные наблюдателей будут сильно отличаться, это станет поводом для обращения в суд. «У нас есть все контактные данные наблюдателей, они готовы свидетельствовать за все время, что находились на участках, – говорит собеседник «Фонтанки». – Не получится так, что в какое-то время все наблюдатели отлучились или отвлеклись. Кроме того, есть их анкеты, которые они покажут в суде. Изъятие анкет полицией нам не помешает. Мы продолжим работу завтра. Если потребуется, будем работать в присутствии полицейских. Это даже лучше, потому что сейчас люди напуганы тем, что в офис ломились восемь молодчиков».
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»