- Вы мотивируете детей, проводя занятия в форме игры. Не получается ли в итоге общество таких невыросших взрослых, которые не могут ничего сделать через "не хочется"?
- Я думаю, все зависит от возраста. Конечно, чем старше ребенок, тем серьезнее становится обучение. В Финляндии, к примеру, часто задают вопрос о том, почему мы приглашаем в школы детей не младше семи лет, во многих странах учиться начинают раньше. Но мы считаем, что у детей есть право на то, чтобы наиграться.
И еще. Многие исследования показывает, что в будущем креативность станет одним из самых важных качеств, и школа не должна убивать креативность в детях.
Но, конечно, мы стараемся дать и знания, и навыки обучения.
- Вы учите их платить налоги...
- Да, мы даем некоторые навыки для повседневной жизни. К примеру, налогообложение или экономика домашнего хозяйства. Еще одна важная вещь - научить детей правильно питаться, что должно быть в тарелке, чтобы получать достаточно витаминов, полезных веществ. Учим правильно заниматься спортом, жить здоровой жизнью. Еще важны навыки по тому, как сохранить природу, они должны понимать, что такое переработка отходов и прочие подобные вещи.
- Финские выпускники поступают в "топовые" университеты уровня Оксфорда или Гарварда?
- Зависит от ученика. Но мы стараемся, чтобы финны часть своего образования получили за границей, познакомились с другой культурой, с другой манерой обучения. Ведь это очень обогащает.
- Как учителя добиваются дисциплины в классе? Ведь иногда нужно быть строгим.
- Я думаю, в наше время от учителей требуется особенно много. Конечно, нужно сохранять авторитет, и при этом учиться ребенок должен не под давлением. Задача учителя - быть коучем. А в Финляндии у нас в одном классе собираются самые разные ученики. Так что эта профессия не каждому под силу.
- В классе несколько учеников, один - математически одаренный, ему уже скучно, другой не понимает, как сделать упражнения. И как с этим справиться?
- Это решает учитель, как справиться. Можно разделить их на несколько групп, можно дать дополнительные задания тем, кто быстро схватывает.
- Есть специальные школы для одаренных детей?
- Нет. Не в Финляндии.
- Российские школьники решают более сложные примеры по математике, чем их сверстники в Финляндии.
- В Финляндии мы прикладываем больше усилий для того, чтобы научить учиться, и тому, чтобы все дети знали основы математики и то, как их использовать, а еще как развивать навыки. Это первая причина. Вторая причина в том, что мы хотим, чтобы все добились результата, даже самые слабые дети. И это видно в рейтингах. И у нас есть более сильные школы, но действительно, разница незначительная. Это философия нашего образования. Но да, я знаю, что в России очень сильная математическая подготовка. Да и в целом ваше образование более научно.
- Я слышала о специальных школах для эмигрантов, об английской, например.
- Не обязательно для эмигрантов. Моя дочь, финка, несколько лет проучилась в такой. У нас есть русско-финская, французская, немецкая, английская, испанская школы. Там обучение ведется на иностранном языке, но по финской программе.
- В каком возрасте дети начинают учить английский?
- Они могут выбирать. Как правило, первый иностранный язык начинают изучать в 10 лет. Это обычно английский или шведский (второй государственный язык в Финляндии, обязателен для всех. - Прим. ред). Но может быть и другой язык - русский, французский или немецкий.
- Сколько получают финские учителя?
- На самом деле, если составить рейтинг учительских зарплат по ЕС, то мы окажемся в самой середине. Зарплаты зависят от опыта и от специализации, педагог начальных классов получает чуть меньше "предметников". В среднем начальная зарплата молодого учителя - около трех тысяч евро.
- И при этом у них короткий рабочий день.
- У них много работы по подготовке к урокам, это тоже надо учитывать. Но на работе до вечера они не сидят, это верно.
- Профессия учителя пользуется популярностью?
- Это одна из самых популярных специальностей при поступлении, обычный конкурс - десять человек на место, сложнее всего попасть в университет Хельсинки.
Некоторые студенты говорят, что они выбирают эту профессию, потому что учителя очень независимы и самостоятельны. Я думаю, потому что это очень уважаемая профессия, учителей у нас ценят. Зарплата... нет, она неплоха, но те, кто хочет заработать действительно много денег, идут на юридический.
- Как учитель оценивает работу ученика?
- Мы стараемся, чтобы оценка была поощрением, в этом философия нашего образования. Обычно учитель подводит какие-то итоги работы ученика перед Рождеством и весной. В старших классах есть оценки - знания оцениваются по шкале от четырех до десяти.
- Сколько времени школьники тратят на домашнюю работу?
- В среднем один-два часа в день. Но объем работы зависит от предмета.
- В каком случае учитель вызывает родителей в школу?
- Ну... вот, например, ребенку 10 лет, у него проблемы с математикой. Первое, что делает учитель, - это просит помощи у специального педагога, такие специалисты есть в каждой школе. Вероятнее всего, ученик возьмет несколько уроков у такого репетитора. Если это не решает проблему, тогда учитель уже может пригласить родителей и вместе с ними решить, как помочь. Может быть, они пригласят каких-то еще специалистов - школьного психолога, социального работника. Но это если проблема действительно очень серьезная.
- Госпожа Палоярви, каковы, на ваш взгяд, самые сильные стороны финского образзования и что, с другой стороны, в нем надо улучшить?
- У нас хорошие учителя. Мы уделяем много внимания тому, чтобы дети научились учиться. Мы очень преуспели в том, что у нас одинаковый уровень образования для всех, и это несмотря на большое количество иммигрантов. Но этот уровень надо поддерживать.
Что бы мы хотели улучшить... Мы бы хотели больше современной техники в школах. Дети, которые идут в школу, родились в цифровом обществе, школа не должна отставать. Конечно, у нас хорошо оборудованы классы, но нужно еще больше использовать современные технологии.
Финское общество становится все более и более неоднородным, появляется все больше иммигрантов, а кроме того, все больше и больше финских детей растут в семьях с проблемами. Да, у нас получается учить их на одинаковом уровне, но нам придется много работать, чтобы это получалось и дальше.
Проблема в том, что в Финляндии сейчас для успешной жизни школьного образования недостаточно, нужно мотивировать людей учиться дальше, а это очень серьезная задача.
Историк и публицист Лев Лурье - о финской школе: "Это лучшая система образования в Европе. У них всегда были хорошие традиции в средней школе. В основе лежит немецкая система образования, задачи которой в том, чтобы приучить ребенка работать, и американская система образования, где главное - это социализация".