Если ваш ребенок рисует на полях книги, не спешите его отучать от этого. Пометки помогают лучше понять содержание текста – к такому выводу пришли психологи Санкт-Петербургского университета, которые исследовали привычки чтения 279 людей разных возрастов и профессий. Кроме того, результаты научного проекта показали, как введение ЕГЭ повлияло на интеллектуальную зрелость молодых людей.
Nota bene
Оказывается, одним для понимания текста нужно замереть, а другим, наоборот, свойственно дублировать умственную работу мышечными движениями: рисовать на полях, выделять слова маркером, мять бумагу в руках, грызть карандаш, раскачиваться на стуле, перебирать четки или накручивать волосы на палец. С точки зрения этикета это не совсем приемлемо, однако подобные ритуальные действия далеко не бессмысленны. Чаще всего они не осознаются читателем, но представляют собой внешнюю декорацию процесса чтения, которая помогает отключиться от внешнего мира, начать продуктивную работу и погрузиться в содержание учебника. «Ты подчеркиваешь у себя в голове, показываешь, что вот оно – важное место. Движение закрепляет в сознании идею. Некоторым даже бывает сложно читать дальше, если они не совершают то или иное действие», – объясняет психолог Лилия Хаматшина, один из авторов научного проекта.
По мнению исследователей, к подобным привычкам надо относиться с большим пониманием. Мышление – довольно интимный процесс и плохо осознается самим носителем. Во время чтения в голове формируется своего рода виртуальная объемная картинка, которая затем проецируется обратно на буквенный текст. Когда человек что-то уразумел в процессе чтения, то он боится забыть эти мысли. Ему важно не просто записать свои соображения, к примеру, в чистый блокнот, а обязательно привязать это к тому тексту, который и спровоцировал их появление. Записать именно туда, откуда мысли пришли. «Делая пометки в книге, человек как бы привязывает свою психическую модель прочитанного к реальному тексту, сшивая их между собой», – говорит Ольга Щербакова, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ.
Затем эти пометки станут опорными точками, по которым легко будет воссоздать свои мысли и выводы. Плюс ко всему – экономия времени: прошелся по отметкам – вспомнил что-то, сконцентрировал внимание на нужных моментах, осмыслил по-новому. Исходный текст в этом случае – это трамплин для перехода к собственным идеям. Получается, что книга с пометками – это совместное произведение читателя и автора. Автор написал и вложил в нее какое-то свое содержание, но оно расцветает и многократно дополняется только тогда, когда появляется читатель.
Есть люди, у которых эти процессы происходят в уме, им не нужно ничего подчеркивать, но способны на это не все. Родителям и преподавателям важно научиться видеть в пометках детей психологическую составляющую. Если это внешняя опора для понимания прочитанного, то, возможно, запрещая чиркать в книжках, они невольно налагают запрет и на умственную работу, которую дети и подростки еще не умеют осуществлять внутри себя.
«К этому можно по-разному относиться. Мы не призываем ребят чиркать в книжках, дескать, пишите и рисуйте в них. Я сама бережно отношусь к книгам, как к любым материальным вещам. Желательно их не портить, – продолжает Ольга Щербакова, – но иногда это оправданно, особенно когда происходит сложная работа. Я знаю людей, которые покупают два экземпляра одной книги. Один – чистовой, как предмет искусства. Его аккуратно читают и ставят на полку. А другой, аналогичный, специально используют, чтобы там что-то написать, выделить цветным маркером. К тому же в последнее время отношение к книгам становится потребительским. Во многих западных культурах книга воспринимается как место, куда вы добавляете свои собственные мысли. Это вещь личного пользования, которую вы, так или иначе, подстраиваете под себя».
Как ЕГЭ влияет на привычки чтения
Проанализировав привычки чтения, психологи СПбГУ решили проверить, насколько они отличаются у людей разного возраста. Испытуемых условно разделили на три группы: младшую (16 – 20 лет), среднюю (21 – 25 лет) и старшую (26 – 46 лет). Оказалось, что молодые люди, которые освоили цифровые технологии в юном возрасте и в школьный период, были ориентированы на сдачу ЕГЭ, больше зависимы от внешних условий для чтения. Отсутствие физического и душевного комфорта не позволяет им качественно выполнять умственную работу. Представителям средней и старшей группы легче абстрагироваться от внешних факторов и настроить себя. Если они начали читать, то никакие внешние помехи не могут сбить их с толка. Такие читатели долго работают с текстом, не ослабляя внимания и не утомляясь. Ученые связывают это с тем, что чтение как навык сформировался у этих людей в докомпьютерную эпоху, когда работа с информацией требовала большей самостоятельности.
С чем связаны такие отличия в привычках чтения? Причина в том, что именно в последние 3 – 4 года обучения в школе обычно формируется так называемая самостоятельность ума. Человек нарабатывает свои собственные приемы запоминания, работы с информацией. Он учится подстраивать ее под себя, разрабатывает стратегии, свой стиль общения, свой собственный умственный стиль. Однако в школе это время посвящено тренировке сдачи выпускного экзамена. Нет общей системы знаний. Не объясняют взаимосвязь между разными предметами – биологией и географией, географией и экономикой, экономикой и историей. Школьник заучивает конкретные вопросы, но не понимает, как они друг с другом соотносятся. Соответственно, не развиваются способы познания мира и навыки взрослого интеллекта: системность, абстрактность. Раньше за информацией люди шли в библиотеки, сегодня достаточно открыть поисковик в Интернете. И если ранее в 17 лет интеллект ребенка был совершенно зрелый, то у современных школьников интеллектуальная самостоятельность развита плохо.
«Проблема в том, что, когда человек попадает потом в университет, ему нужно по-другому учиться, самостоятельно. Предъявляются более высокие требования. Студент вынужден справляться с большими объемами информации, но еще к этому не готов. Это во многом влияние реформы образования, которая пагубно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка, – рассказывает Ольга Щербакова. – Сейчас поколение переходит от старых доцифровых технологий работы с информацией к современным. Происходит такая глобальная ломка, когда те способы работы, которым тебя учили в школе, уже не востребованы. Это приводит к тому, что современным молодым людям сложно регулировать свою умственную активность, заставить себя что-то сделать. У многих из них действительно серьезные проблемы с чтением. Они не умеют контролировать ход собственного мышления, не могут работать с длинными текстами, потому что боятся в них утонуть и завязнуть. Есть сложности и с восприятием научных произведений. Им страшно даже начать. Их пугает деятельность, которую нужно спланировать, которая требует усидчивости и саморегуляции: возвращение к прочитанному, повторение пройденного, обдумывание материала между прочтениями глав книги».
Данные, полученные психологами, позволяют задуматься о том, какие интеллектуальные навыки сегодня формируются в рамках системы школьного образования. Способность регулировать свою умственную работу обеспечивает не только эффективное чтение, но и общую интеллектуальную самостоятельность и успешность человека. Однако же если в этот период идет усиленная подготовка к ЕГЭ, то есть натаскивание к ответам на конкретные вопросы, то эти важные качества остаются неразвитыми, а интеллект как система не дорастает до взрослого, зрелого состояния.
Наталья Павлушкина, для «Фонтанки.ру»