Французские власти приостановили поставку России «Мистралей» до ноября. Решение было принято после того, как вооруженные силы Украины в противостоянии с ополченцами Донбасса потеряли контроль над юго-востоком страны. Французский президент Франсуа Олланд посчитал, что некие действия России при этом противоречат «базовым понятиям безопасности Европы». Впрочем, судя по официальным заявлениям российской стороны, возможный срыв поставок она рассматривает как продолжение информационной войны. Отказ от выполнения условий контракта не грозит России ничем, кроме головной боли от судебных тяжб за неустойку. Франции разрыв обойдется минимум в 1 млрд евро, а скорей всего дороже.
Конфликт России и стран Запада вокруг Украины дополнился новым эпизодом. Поражения вооруженных сил Украины в столкновении с ополченцами Донецкой и Луганской народных республик на юго-востоке страны вылились в очередные ответные экономические действия стран, входящих в военно-политический блок НАТО. На этот раз о своих санкциях заявила Франция, отложившая, но не отменившая пресловутую поставку первого военного десантного корабля «Мистраль».
«Президент Олланд отметил, что, несмотря на возможное прекращение огня, которое пока не подтверждено, условия, которые позволят Франции санкционировать поставки первого десантного корабля, до сих пор (Россией. – «Фонтанка») не выполнены», – говорится в опубликованном сообщении на официальном сайте президента Франции.
Сообщение было опубликовано по итогам заседания Совета безопасности Франции, основной повесткой которого была ситуация в Ираке, где террористическая организация «Исламское государство» захватила и держит под контролем часть страны. В сообщении также отмечается, что «последние действия России в Восточной Украине противоречат базовым понятиям безопасности Европы».
Информационное агентство France Press со ссылкой на дипломатический источник сообщает, что контракт по поставке «Мистралей» не расторгнут, но приостановлен до ноября. По информации AFP, решение принято в начале недели. «За это время мы увидим, будет ли это иметь (серьезные) финансовые последствия», — заявил источник агентства, добавив, что данное решение «может стоить нам 1 миллиард евро». Контракт на поставку России двух «Мистралей» должен был принести французским корабелам 1,2 млрд евро. По различным экспертным оценкам, в случае срыва российская сторона может потребовать неустойку, которая может варьироваться от 3 до 10 млрд евро. Соответствующее условие было прописано при заключении контракта, подписанного в 2011 году между «Рособоронэкспортом» и французской компанией DCNS. Судно «Владивосток» должно было поступить на вооружение ВМФ в 2014 году, судно «Севастополь» - в 2015 году.
Надо отметить, что часть заказа выполнило петербургское ООО «Балтийский завод – Судостроение». Предприятием были построены две кормовые части будущих кораблей. В конце июня кормовая часть второго корабля серии отправлена во французский порт Сен-Назер, в котором корабль достраивается до конца. В ОСК «Фонтанке» сообщили, что деньги за строительство кормовых частей обоих «Мистралей» уже перечислены «Балтийскому заводу». На «Балтийском заводе» сказали, что заказ занимал небольшой объем в портфеле судостроительного предприятия. На сегодня завод строит три атомных ледокола, один дизель-электрический ледокол и плавучую атомную электростанцию, которая будет использоваться для получения электрической и тепловой энергии.
Известно, что идею бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова по закупке у Франции "Мистралей" российские военные специалисты оценивают неоднозначно. После заявления Елисейского дворца председатель комитета Госдумы по обороне, экс-главнокомандующий Черноморским флотом Владимир Комоедов предположил, что обороноспособность российского флота в случае отказа Франции поставлять «Мистрали» не пострадает. Он считает, что вертолетоносцы и так пришлось бы долгое время осваивать, к тому же «судно, перевозящее вертолеты», нам в принципе не нужно». Он предположил, что на решение французских властей повлияло «приказание Дядюшки Сэма», а единственной проблемой для России в этой ситуации станет финансовая тяжба.
Герман Костринский, «Фонтанка.ру»