Уже с первого сентября правительство России на год возобновляет действие программы по утилизации «автохлама». На нее из федерального бюджета выделят 10 миллиардов рублей. Чиновники предполагают, что это поможет автомобильному рынку страны выйти из кризиса. Только в первые 7 месяцев 2014 года его падение составило 10,5 процента.
Действие программы рассчитано на год, в течении которого, по планам Минпромторга, реализуют около 170 тысяч новых автомобилей. Об этом в четверг, 28 августа, заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров на заседании правительства.
«Программа запускается с 1 сентября и будет действовать до конца текущего года, на ее реализацию будет выделено 10 миллиардов рублей. Регионы, участвующие в программе, получат бюджетные средства напрямую, после чего, получив от автопроизводителей документы, подтверждающие предоставление скидок покупателям, в конце года субъекты Федерации будут компенсировать им эти издержки, – отметил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. – По нашим прогнозам, до конца года с помощью этих мер возможно реализовать более 170 тысяч автомобилей разных классов. Условия программы будут распространяться на все категории автомобилей – легковые, внедорожники, легкий коммерческий транспорт, грузовики и автобусы, владельцами которых являются как физические, так и юридические лица».
Участниками программы утилизации автотранспорта могут стать все игроки рынка, как покупатели, так и продавцы. Автодилерам, в случае предоставления документов, подтверждающих скидки для покупателей, расходы будут компенсированы напрямую из бюджета.
Суммы компенсаций в случае утилизации автомобиля никак не будут зависеть от его стоимости и возраста. Однако при её определении будет учитываться, как именно будет приобретаться новый автомобиль. Например, при сдаче легкового автомобиля в утилизацию и покупке новой машины у дилера сумма премии составит 50 тысяч рублей. Если автомобиль будет приобретаться по системе Trade-in, премия составит только 40 тысяч. При покупке автомобиля через Trade-in также действует ещё одно ограничение: возраст утилизируемого автомобиля должен превышать 6 лет. Максимальную же скидку смогут получить покупатели грузовиков и автобусов: 350 и 300 тысяч рублей соответственно. До 350 тысяч рублей смогут сэкономить также владельцы внедорожников, легких коммерческих автомобилей и грузовиков полной массой от 2,91 до 8,2 тонны и более.
По официальным данным, сейчас автопарк России имеет в своём составе более 40% легковых автомобилей, чей возраст составляет более 10 лет. В сегменте коммерческого транспорта (грузовики, автобусы и лёгкие коммерческие автомобили) этот показатель ещё хуже: больше половины транспортных средств старше 10 лет. Процент ежегодного естественного сокращения автопарка в нашей стране существенно ниже среднемирового, что не может не влиять на общий средний возраст автопарка. Всего в России в год автопарк уменьшается на 2,5%.
Программа по утилизации автохлама — один из первых шагов, направленных на улучшение ситуации на автомобильном рынке России. Кризис в отрасли только углубляется. Предполагается, что только производство машин повысится на 173,6 тысячи. Такие меры необходимы: только за первые 7 месяцев 2014 года рынок упал на 10,5%. В Петербурге ситуация не многим лучше: сокращение составило 5 процентов. Из 30 самых популярных марок в Петербурге только 4 показали рост в июле.
Предыдущая программа по утилизации автохлама действовала с 1 января 2010-го по 31 декабря 2011 года. Тогда на нее потратили 16 миллиардов рублей. После введения сбора автомобили в среднем подорожали на 20 — 50 тысяч рублей.
К 1 сентября 2012 года вступил в силу закон, согласно которому автозавод (а в конечном счете и потребитель) мог не оплачивать сбор. Для этого нужно было взять на себя обязательство самостоятельно избавиться от автохлама, сошедшего с конвейера. Пункты приема нужно было открыть в каждом субъекте страны и крупнейших городах. Тогда в реестр включили 445 предприятий. Среди них почти полсотни – Северной столицы и Ленинградской области, в том числе и крупнейшие «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», «Форд Мотор Компании», «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», «Джи Эм Авто» (GM), «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия».
При этом некоторые российские заводы были и вовсе освобождены от сбора (не платили КамАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ и Sollers). ЕС такое положение дел не устроило. Тогда чиновники ввели сбор на все автомобили, заявив, правда, что часть производителей будет получать субсидии из бюджета.