Воскресным августовским вечером неброская избирательная кампания Георгия Полтавченко пополнилась неожиданно ярким эпизодом. Врио губернатора Санкт-Петербурга принял участие во всемирном флешмобе Ice Bucket Challenge: стоя в парке перед камерой, вылил себе на голову ведро холодной воды.
Ice Bucket Challenge – кампания для привлечения внимания к тяжелому недугу – боковому амиотрофическому склерозу, сбору средств на его изучение и помощь его жертвам. Зародившись и набрав обороты в США в середине нынешнего лета, она буквально за месяц захватила всю планету. Последним столь масштабным флешмобом был прошлогодний Harlem Shake, но в нынешнем, благодаря наличию благородной цели, гораздо более охотно принимают участие звезды и политики.
Участие крупного госчиновника в пришедшем в Россию с Запада Ice Bucket Challenge – сигнал о его включенности в контекст современной мировой поп-культуры, столь же ясный, как если бы правительство Санкт-Петербурга прямо на заседании с его подачи станцевало под «collo terrorita…». На фоне внутриполитической дискуссии, в которой информационно доминируют агрессивные сторонники закрытия России от внешнего мира, и особенно от «тлетворного влияния Запада», жест Полтавченко выглядит как вызов «партии изоляции и войны». Мифу о тлетворном влиянии противопоставлено благотворное обливание. Окатив себя водой и обращаясь к горожанам в мокрой майке, Полтавченко как будто выходит из строя с Милоновым, Жириновским и прочими воинствующими сторонниками сакрализации власти, автаркии, суровой империи и присоединяется к компании расслабленных и ироничных граждан мира вроде Билла Гейтса, Марка Цукерберга, Джона Траволты, Тома Круза и Леди Гаги. Впрочем, враждебность к Западу не помешала Виталию Милонову тоже окатить себя холодной водой.
Причем перформанс с красным ведром – не первый сигнал «я свой», адресованный Полтавченко вольнодумному питерскому среднему классу в преддверии выборов. Были еще разрешение оставить в центре города изображение Виктора Цоя, которого «имперцы» нынче называют агентом ЦРУ. Разрешение на проведение фестиваля иконного западного бренда Harley-Davidson и назначение главы клуба Harley-Davidson советником губернатора – как будто реклама иностранного товара на фоне санкций. Демократичное, европейское по духу разрешение чиновникам ходить без пиджаков в жару. Невиданное в современной России согласие представителя власти на участие в дебатах с представителями пусть и карманной, но все же оппозиции.
Однако все эти сигналы, технично обрабатывающие демократический, выступающий за диалог России с западным миром городской электорат, диссонируют с проходящей в городе избирательной кампанией. Демократичными жестами невозможно оттенить ситуацию, когда к участию в выборах не допущены реальные оппозиционеры, губернатор борется с четырьмя откровенно слабыми соперниками, выбранными по критерию отсутствия претензий на победу, а исход голосования предрешен.
При этом ничего не мешает Полтавченко перейти от демократичных жестов к демократичным поступкам. Российская политическая элита сегодня отнюдь не едина в желании воссоздать Советский Союз со всеми его атрибутами, от железного занавеса до бутафорских выборов. Напротив, она находится в состоянии уже вполне очевидной дискуссии о выборе пути: изоляции или примирения с глобальным миром на приемлемых для нашей страны условиях. Наряду с инициативами отменить выборы и назначить верховного правителя, из окрестностей Кремля звучит и критика губернаторов за недостаточно конкурентные плебисциты, и требования обеспечить реальную политическую борьбу за власть. Прислушавшись к ним, столичный коллега Полтавченко Собянин только усилил свои позиции, с трудом одолев Навального.
Глобализм в пику автаркизму для представителя правящей элиты сегодня вовсе не является предательством «системы», но лишь голосом в споре о вариантах её развития. И если Полтавченко действительно по душе включенность в мировые процессы, ему стоило бы принять участие в главном мировом флешмобе прошлого и грядущего века – демократии, пролить её свет на свою голову вслед за ведром воды. Тем более что на подлинно демократических выборах с участием настоящих конкурентов, в частности Оксаны Дмитриевой, его шансы на победу были бы хотя и не абсолютны, но достаточно высоки.