Вслед за ростом оптовых цен на нефтепродукты начал дорожать бензин на автозаправочных станциях России. С начала августа он вырос в среднем на 30 копеек, а с начала года — на 2 рубля. Вскоре на профилактику уйдет Московский НПЗ, что еще больше подстегнет удорожание на оптовом, а затем и на розничном рынке. Налог с продаж (3%), который введут с 2015 года, также повлияет на розницу. Владельцы АЗС полагают, что Минэнерго и ФАС следует наконец обратить внимание на действия нефтедобывающих компаний, цены которых являются первоисточником для розничной стоимости.
Бензин на оптовом рынке России продолжает дорожать. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость бензина на российском оптовом рынке за семь месяцев, с конца 2013 года к августу 2014 года, выросла почти на 30%. По бензину «Премиум-95» — на 29,7%, или на 9325 рублей за тонну: на 8 августа 2014 года цена составила 40 683 рублей за тонну. По бензину «Регуляр-92» — на 28,9%, или на 8750 рублей (38 989 рублей за тонну).
До сих пор розничные топливные компании, владеющие сетями АЗС, сдерживали цены, но, как и предполагалось, они начали расти. По данным Росстата, средняя стоимость Аи-92 в стране выросла с 31,31 до 31,63 рубля за литр, Аи-95 и Аи-98 — с 34,4 до 34,6 рубля. Больше всего бензин подорожал в Москве (с 31,88 до 32,21 рубля за Аи-92 и с 34,91 до 35,25 рубля за Аи-95 и Аи-98) и в Северо-Западном федеральном округе (с 31,3 до 31,7 рубля и с 34,6 до 34,9 рубля).
За семь месяцев 2014 года бензин в России в рознице подорожал в среднем на 2 рубля. Так, с 30 декабря 2013 года по 4 августа 2014 года средняя стоимость бензина «Регуляр-92» на АЗС в России, по данным Росстата, выросла на 6,8%, или на 2 рубля, и составила 31,43 рубля за литр. Средняя стоимость бензина «Премиум-95» выросла на 5,8%, или 1,88 рубля, и составила 34,39 рубля. Стоит отметить, что на бирже рост цен за этот же период составил почти 30%. Другими словами, если ориентироваться только на показатели биржи, розничная цена на бензин Аи-92 должна была бы вырасти на 6,65 рубля за литр, на Аи-95 — на 7,01 рубля.
Дефицит нефтепродуктов и рост цен на них участники рынка объясняют несколькими причинами. Во-первых, сыграл роль традиционный сезонный рост потребления бензина (летом люди больше ездят). Во-вторых, 15 июня произошел взрыв углеводородного газа на принадлежащем "Роснефти" Ачинском НПЗ (восемь человек погибли), в результате чего предприятие приостановило работу. Временная остановка любого нефтепроизводителя в России неизбежно приводит к перераспределению топлива по регионам и повышению его стоимости, говорят специалисты.
Еще одна причина роста цен в том, что летом нефтеперерабатывающие заводы часто закрываются на профилактический ремонт. Так, Рязанская нефтеперерабатывающая компания (входит в структуру "Роснефти") и «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» только недавно закончили ремонты, а вот Московский НПЗ уйдет на плановый ремонт 24 сентября и прекратит работу до 24 октября. Кроме того, белорусские НПЗ, которые поставляют бензин на российский рынок (в частности Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод), с середины августа по середину сентября тоже будут находиться на ремонте.
Несмотря на возросший сезонный спрос и закрытие заводов на профилактику, запасы бензина на НПЗ и у нефтяных компаний, согласно данным агентства «Аналитика товарных рынков», в августе составляют почти то же количество, что и в январе, — 1376 тыс. тонн. При этом ежемесячно производится нефтепродуктов на 280 тыс. тонн меньше, чем планировалось. Однако нефтедобывающие компании не стремятся к повышению объемов производства, поскольку не испытывают дефицита топлива на собственных сетях АЗС, за исключением разве что АЗС "Роснефти".
В результате дефицита нефтепродуктов и подъема биржевых цен независимая розница вынуждена поднимать цены на своих АЗС. В свою очередь, нефтяные компании, реагируя на рынок, поднимают цены на АЗС вслед за независимыми. Введение налога с продаж (3% с 2015 года) еще больше повлияет на розничные цены. В то же время рост цен приведет не к росту прибыли розничных компаний, а к увеличению поступлений в региональные бюджеты.
Участники нефтяного рынка обращают внимание на то, что подобная ситуация происходит из года в год каждым летом. «Нефтяные компании повышают оптовые цены, по которым у них закупают топливо независимые операторы рынка. Чтобы не уйти в минус, трейдеры повышают розничные цены, принимая на себя весь удар общественного гнева, осуждения в СМИ и к тому же потерю клиентов. Нефтедобывающие компании отчитываются перед ФАС, предъявляя динамику цен на своих АЗС, которая в период всеобщего роста остается неизменной. В результате антимонопольная служба не видит повода для беспокойства. Когда волна общественного негодования утихает, нефтяники начинают постепенное повышение цен и на своих АЗС», — говорят в одной из розничных компаний.
Минэнерго после аварии на Ачинском НПЗ докладывало о сохранении запаса нефтепродуктов и отсутствии дефицита, но, несмотря на это, почти все участники биржевой торговли и оптового рынка убеждены, что запас существует только на бумаге из-за высоких затрат на хранение топлива и отсутствия свободных мощностей резервуарного парка НПЗ.
По требованию Минэнерго к 1 сентября нефтяные компании должны сформировать запасы бензина на уровне 1,75 млн тонн. Им было рекомендовано отказаться от экспорта бензина. Однако участники оптового рынка скептически относятся к выполнению нефтяными компаниями этой рекомендации и убеждены в ее невозможности.
По данным «Фонтанки», власти России порекомендовали ФАС обратить внимание на рост цен в оптовом звене и на бирже.