Двенадцать несостоявшихся кандидатов в муниципалы отстояли в суде свое право сдать документы в ИКМО «Парнас». И теперь для них начался третий сезон этого затянувшегося сериала: после решения суда у избиркома есть два дня на то, чтобы принять документы у победителей. Похоже, что время — это главное оружие скандального ИКМО. В комиссии задержку объясняют тем, что кандидаты «слишком медленно читают» документы, которые им дают для ознакомления.
Долгие судебные процессы у судьи Ларисы Гребеньковой с участием ИКМО «Парнас» выиграли пятеро единороссов, четверо выдвиженцев от КПРФ, двое яблочников и один эсер.
Выборгский районный суд постановил, что избирком МО «Парнас» должен принять у них документы за два дня после вынесения судом решения.
Кандидаты взяли свои папки, заготовленные еще пару месяцев назад, да так и не пригодившиеся, и пошли искать ИКМО. Опять как в первый раз.
«В суде представители ИКМО «Парнас» отказались назвать адрес, по которому будут принимать у нас документы, – рассказывает «Фонтанке» выигравший суд яблочник Дмитрий Остряков. – Вчера, 21 августа, в полдень они опубликовали на своем сайте сообщение, что будут работать с 14 до 20 часов на улице Есенина, 30. Олег Куликов приехал туда, но ему сообщили, что ИКМО решило принимать документы у нас в порядке вынесения решений судом».
Первыми в суде услышали заветные слова об удовлетворении требований и приеме документов пятеро выдвиженцев «Единой России». Случилось это 20 августа. На следующий день единороссы – Юрий Козлов, Кирилл Городецкий, Татьяна Алексеева, Галина Базунова и Рената Амбарова – тоже появились на улице Есенина, 30. Но не смогли попасть в помещение ИКМО.
«Нам не открывали дверь, – рассказывает Кирилл Городецкий. – Мы приходили, а дверь закрыта. Дверь застекленная, с улицы видно, что свет горит, лежат чьи-то сумки, мобильные телефоны, а людей нет. В конце рабочего дня двери открылись и вышли две барышни, которые сказали, что знать не знают, зачем мы здесь, и, если что, вызовут полицию». Городецкий вспоминает, что еще в июле, когда ИКМО должна была принимать документы у кандидатов, единороссы неожиданно оказались в одной лодке с оппозиционерами. «Была проблема найти адрес ИКМО, это был какой-то аргентинский сериал, – рассказывает выдвиженец. – На Энгельса, 131, приходим, а там огромная очередь спортивных людей, у которых в руках тоненькие папочки с одним листочком — якобы документы. И они говорят: сегодня вы точно документы подать не успеете».
Не повезло и выигравшим суды кандидатам от КПРФ: Евгению Сумкину, Павлу Богданову, Дмитрию Колызаеву и Ивану Гасюку. «Документы у наших выдвиженцев 21 августа не приняли, было закрыто, – рассказывает Сергей Веснов, выступавший в судах в качестве свидетеля. – Рядом с ИКМО было помещение, там две дамочки сидели, забаррикадировались от нас, свет выключили, чтобы их не видно было. А сегодня у нас последний день, когда мы можем документы сдать, и надо еще успеть финансовые отчеты оформить».
22 августа утро у кандидатов от КПРФ началось с посещения петербургского Горизбиркома — все четверо подали жалобы на действия ИКМО.
Итак, комиссия должна работать с 14 до 20 часов. Но первого кандидата вызывают только в 14.30, это Татьяна Алексеева — потому что она от «Единой России» и первая по алфавиту. В ИКМО учли опыт предыдущего дня и стекло, вставленное в дверь, залепили с внутренней стороны скотчем. Теперь все, что происходит в помещении, видно только комиссии. Кирилл Городецкий отмечает и такой любопытный факт: получасовую задержку начала работы сотрудники ИКМО объяснили тем, что им надо настроить видеооборудование. Прием документов у выигравших суды выдвиженцев в ИКМО собрались снимать на видео. «А нам сказали, что мы на свои устройства их не должны снимать», – говорит Городецкий.
По состоянию на 17 часов в помещение был приглашен только третий по счету единоросс, еще двое ждали на улице — с остальными кандидатами.
«Такими темпами коммунисты сегодня могут и не успеть подать документы, – говорит Дмитрий Колызаев. – Мы стоим на улице, мерзнем и даже не можем отойти погреться в машине — а вдруг из-за двери вызовут, как только отойдешь. Если нас не примут, после окончания времени работы ИКМО будем составлять акт о неправомерных действиях комиссии. Вероятно, придется пригласить для этого сотрудников полиции».
Член ИКМО, представлявшая комиссию в суде, Ольга Мишина, ответила на звонок «Фонтанки», несмотря на разгар работы. И сообщила, что прием тормозят сами же кандидаты. «А вы спросите у тех, кто вам жалуется, почему они так долго читают документы, которые мы им даем для ознакомления, – сказала Мишина. – Прямо по слогам читают». «Так это единороссы замедляют процесс?» – удивился корреспондент «Фонтанки». «Процесс замедляют те, кто к нам сюда заходит. Коммунисты зайдут, и тоже будут медленно читать, – ответила Ольга Мишина. – Все зависит от них». «На улице перед ИКМО стоят и другие кандидаты, от КПРФ например, вы примете у них документы? Если они не успеют войти до 20 часов?» – «Мы примем их всех», – последовал ответ Ольги Мишиной.
«Выигравшие суды кандидаты могут подать документы в какое угодно время — ограничение в два дня установлено не для них, а для комиссии, – пояснил «Фонтанке» председатель петербургского Горизбиркома Алексей Пучнин. – Никто не должен рассчитывать, что беззаконие будет вечным. Мы окажем кандидатам содействие в части рассмотрения вопроса о незаконности действия или бездействия комиссии, если оно есть. Кандидаты, которых ИКМО «Парнас» не примет сегодня, завтра могут прийти подавать документы с судебными приставами».
Венера Галеева, «Фонтанка»