Отельеры Северной столицы уже страдают от конфликта вокруг Украины и последовавших санкций: в Петербурге отменяют мероприятия, турпоток из Европы и США уменьшается по разным оценкам от 10 до 70%, российские же туристы все больше экономят. Выходы из ситуации бизнесмены ищут разные: кто-то поднажимает на рекламу, кто-то – на работу с агентствами. Одним из наиболее популярных стала переориентация на туристов с Востока и из Азии.
Европейские и американские туристы отворачиваются от отдыха в девятой по численности и первой по территории в мире стране. Исключением из правил не стал и Петербург. Отельеры Северной столицы почти в один голос говорят: «Турпоток из Европы за последнее время колоссально упал». Ему ищут замену, и порой – неожиданную.
Гранд отель «Европа» принял за первое полугодие 2014 года на 10% меньше американцев, число туристов из Европы и Азии не изменилось. При этом поток индивидуальных туристов сократился, а количество групп выросло. В «Европе» лето-2014 характеризуют как спонтанное: около 30% потока было забронировано или подтвердилось в очень короткие сроки, что нехарактерно для летних месяцев.
В ближайшее время отель откроет ресторан паназиатской кухни, работа над которым велась уже несколько лет, и объясняют этот ход просто: «Отель старается увеличить турпотоки из Азии, а сейчас, на фоне небольшого падения, для бизнеса это будет только в плюс». Кстати, такой ход у отельеров в тренде в последние годы: например, в Петербурге в отеле «Полюстрово» с этими же целями открыли китайский ресторан, отель Airstar в Москве также недавно обзавелся китайской кухней.
«Сейчас наблюдается тенденция сокращения потока из Европы и Америки, санкции так просто не прошли», – резюмирует гендиректор въездного туроператора «Верса» Владимир Дорофеев. Впрочем, о пропорциях он говорить пока не берется, но уверен, что они небольшие.
В «Novotel Санкт-Петербург» общего падения не заметили, по их словам, изменилась лишь структура: «Конечно, в городе уменьшилось количество именно туристических европейских групп, то есть тех, кто приезжает в город на отдых. Но решение ехать или не ехать в Россию часто связано только с наличием свободных средств. В свою очередь, более активны стали корпоративные клиенты, включая поток гостей из России. Таким образом, общее число гостей осталось на уровне прошлого года», – говорит главный менеджер гостиницы Эдгард Паули.
В «Коринтии», напротив, пожаловались на отмену крупного мероприятия на несколько сотен человек: «Многие докладчики из западноевропейских стран не подтвердили свое участие. Пока конференция перенесена на неопределенное время», – говорит директор по внешним связям «Коринтии» Наталия Белик. Она отмечает, что в июле отель посетило больше всего туристов из России, Китай оказался на втором месте, Иран, Германия и Великобритания заняли примерно одинаковые позиции, затем — США, Япония, Бразилия, Италия, Испания, Франция. «Нам кажется, что в категории путешественников из Азии есть большой потенциал, и это направление нужно развивать, чем мы и занимаемся уже давно», – добавляет она.
Больше всего политика сказалась на отелях чуть ниже классом. Так, в сети отелей "РА" (уровень которых можно определить как трехзвездочные) говорят, что потеряли из-за санкций почти 70% туристов из Европы и Америки и 10-15% летней выручки.
«На прежний уровень мы уже не вернемся, но будем стараться развивать агентские каналы», – говорят там. И предполагают, что в ближайшее время может увеличиться поток бизнес-туристов из Казахстана и Таджикистана. «Рабочие, понятно, живут в хостелах, а наш контингент — это средний класс, деньги он экономит, но жить достойно и хорошо хочет».
В гостинице «1913», наоборот, в азиатских и ближневосточных туристов не верят: «Конечно, надеялись, что они как-то заполнят этот пробел, но после падения малайзийского «Боинга» к нам массово стали поступать отказы», – говорит директор Тамара Буйлова. По ее словам, за это лето трехзвездочная гостиница потеряла до 30% выручки, при этом будучи полностью загруженной.
«Мы еще после Олимпиады ждали, что будет плюс, и действительно, мы еще немного росли, а потом начали падать ... Даже на ПМЭФ все продали, но по небольшой тарификации», – добавляет она. Меньше стали тратить и российские туристы, останавливающиеся в отеле, они из-за кризиса не могут себе позволить прежние расходы. По подсчетам специалиста рынка, раньше в городе летом каждый второй гость был иностранцем, теперь — каждый шестой.
Однако отельеры не унывают. Политическая нестабильность, затянувшись, рано или поздно становится стабильностью, так что в следующем году будет легче, а петербургский рынок уже ко всему привык, – говорят они.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»