Активно агитировать избирателей с привлечением «спецсредств» кандидаты в губернаторы имеют право только с ближайшей субботы, 16 августа. «Фонтанка» решила узнать, как каждый из пяти претендентов намерен привлекать симпатии электората. Выяснилось, что горожан ждут теледебаты, но, скорее всего, без поединков один на один. Кроме того, раньше понедельника, 18 августа, агитации избиратели не дождутся – кандидаты никуда не торопятся.
Агитационный период кампании по досрочным выборам главного должностного лица города займет 28 дней. В это время кандидаты имеют право практически на все: раздавать листовки и газеты, выступать в теле- и радиоэфире, рекламировать себя в Интернете и размещать самые удачные свои фото на уличных билбордах. Главное, чтобы эти радости оплачивались из средств избирательного фонда. Кроме того, Горизбирком уже распределил между кандидатами методом жеребьевки положенные по закону бесплатные минуты на государственных телеканалах. Однако штабы кандидатов в градоначальники не спешат осыпать золотым дождем петербургские СМИ и агентства наружной рекламы. Все как один старательно огибают тему общей суммы затрат на агитацию, ссылаясь на то, что будут расходовать свои фонды «по потребностям». Функционировать предвыборный агитпроп начнет не раньше понедельника, 18 августа.
Так, команда врио губернатора Георгия Полтавченко делает ставку на контакт «глаза в глаза» – основная агитация будет осуществляться доверенными лицами во время встреч с избирателями. Таких встреч планируется провести порядка 5 тысяч.
«Никаких особенных методов агитации не будет, – сказал «Фонтанке» глава штаба Полтавченко бывший вице-губернатор Петербурга Виктор Лобко. – Выборы – это не шоу, это серьезная акция, серьезное дело. Людей надо не развлекать. Нам уже звонил импресарио одной очень известной актрисы, неоднозначной, и предлагал ее услуги по продвижению нашего кандидата. Мы, конечно, сразу отказали. Естественно, будут использованы большие рекламные щиты, телеканалы, которые выделили бесплатное время: «Россия» и «Санкт-Петербург». Также отдельной брошюрой будет опубликована избирательная программа Георгия Полтавченко – «Стратегия-2030». «Важно не вручить эту брошюру каждому избирателю, это, прежде всего, для доверенных лиц, – сказал Виктор Лобко в ответ на вопрос о тираже брошюры. – 17 программ, раскрывающих «Стратегию», будут публиковаться как отдельные выпуски газеты «Петербургский дневник» за счет предвыборного фонда: образование, экономика и так далее. Какой будет тираж? Потребный. Вы же на избирателя должны работать, а избирателю это неинтересно. Вы какие-то мелочные вопросы задаете». Так что заводить в очередной раз разговор о том, что разработанная Смольным программа одновременно является предвыборной программой врио губернатора «Фонтанка» не стала. Будет ли Георгий Полтавченко участвовать в теледебатах, пока неизвестно.
Штаб кандидата в губернаторы от партии «Зеленые» Тахира Бикбаева ориентируется на Интернет. «С 18 августа мы официально опубликуем адрес электронной почты кандидата, кроме того, заработает его сайт», – рассказал помощник кандидата Евгений Мочалов. Тахир Бикбаев и его доверенные лица также проведут серию встреч с избирателями.
Выдвиженец партии «Родина» Андрей Петров в варианте предвыборных плакатов появится в вагонах электричек, курсирующих в Курортном районе. Также штаб Петрова готовится размещать агитацию в газете «Метро», в эфире «Радио России», на 20 билбордах в городе, распространять листовки и проводить встречи с избирателями и пикеты. «Андрей Петров предложил проводить теледебаты не один на один с кем-то, а чтобы кандидаты собирались за круглым столом и на обсуждение выносилась какая-то одна тема, по которой каждый сможет высказать свои взгляды», – рассказал «Фонтанке» помощник Петрова.
Кандидат от ЛДПР Константин Сухенко планирует использовать наружную рекламу и 2 – 3 выпуска специальной газеты-листовки. «Она будет содержать слоган и информацию о кандидате, – говорит Константин Сухенко. – Ее будут распространять и по почтовым ящикам, и через пикеты. Мы ничего нового не придумаем. Я готов участвовать в дебатах в любой форме, хотя я не считаю, что дебаты — это эффективная избирательная технология. Не думаю, что они соберут у экранов максимальную аудиторию». Встреч с избирателями Константин Сухенко «пока не планирует».
Единственная дама в пятерке кандидатов в губернаторы, выдвинутая КПРФ Ирина Иванова, рассказала «Фонтанке», что один выпуск агитационной газеты уже готов, а встречи с избирателями она и так проводит ежедневно после работы. «Моя пресс-служба размещает информацию в Интернете, плюс, конечно, поможет бизнес-сообщество «Деловая петербурженка», – говорит Ирина Иванова. – Они будут размещать ролики и политические плакаты. Плюс есть предприятия Союза малого бизнеса. Выпускать листовки пока не планируем».
Изюминкой агитации Ирины Ивановой станет использование работ известного современного плакатиста Игоря Петрыгина-Родионова, которые кандидат называет не иначе как «шедеврами». Идею «круглого слова» вместо словесных поединков Ирина Иванова воспринимает положительно.
«Я не возражаю против круглого стола, – говорит коммунистка. – Так у каждого из нас эфирного времени будет больше. У меня первый эфир согласно жеребьевке состоится только 28 августа. А если дебаты пройдут в режиме круглых столов, то первое появление на телевидении может состояться и раньше, и все программные вопросы мы сможем обсудить».
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»