Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Туризм Бизнес Эксперты: Паника не должна опрокинуть туристический рынок

Эксперты: Паника не должна опрокинуть туристический рынок

530
Источник:

Заявление о прекращении работы туроператора «Нордик стар» стало третьим из петербургских и седьмым из российских. Участники рынка склонны полагать, что истерия раздута, так как ни одна страховая компания еще не отказалась выплачивать деньги. Чтобы обезопасить себя, советуют не верить высоким скидкам, называя это первым признаком проблем у туроператора. А кризис отрасли обещают в 2015 году.

На рынке туристических услуг продолжают закрываться компании. В среду, 8 августа, третьим из петербургских и седьмым из российских заявил о прекращении работы туроператор «Нордик стар». Участники рынка склонны полагать, что истерия раздута, так как ни одна страховая компания еще не отказалась выплачивать деньги. Чтобы обезопасить себя, советуют не верить высоким скидкам, называя это первым признаком проблем у туроператора. А кризис отрасли обещают в 2015 году, и то лишь для тех, кто ориентирован на въездной туризм: иностранцы в Россию едут к нам все реже из-за политической ситуации вокруг Украины.

Петербургский туроператор «Нордик стар» 6 августа объявил о прекращении своей работы «в связи с невозможностью выполнения своих обязательств перед туристами». Причины, по которым это произошло, не уточняются. Ответственность перед туристами была застрахована в ОАО «Либерти страхование» на 30 млн рублей. Срок страховки — с 1 июня 2014 года по 31 мая 2015 года.

В сообщении компании говорится, что «Нордик стар» сообщил страховой компании о проблеме. «Туристы вправе обратиться в страховую компанию, предоставившую туроператору финансовое обеспечение», — говорится в тексте. Срок выплат, по закону, составляет 30 дней.

«Туристическим агентствам, имеющим действующий агентский договор с ООО «Нордик стар», необходимо уведомить своих туристов о приостановке деятельности туроператора и невозможности исполнять свои обязательства по договорам о реализации туристского продукта», — сообщает оператор.

«Нордик стар» организовывал туры в Скандинавию и Прибалтику: в Швецию, Норвегию, Финляндию, Исландию, Данию, Эстонию, Латвию и Литву. По предварительной информации, за границей сегодня находится не более трех десятков их туристов, но у всех есть обратный билет. Еще около 50 купили путевки, но еще не отправились в путешествие. Логично предположить, что страховой суммы — 30 млн рублей — хватит на всех клиентов.

Телефоны «Нордик стар» в офисах в Петербурге и в Москве не отвечают. Никто не отвечает на звонки на мобильный телефон, номер которого «Нордик стар» вписал как «дежурный телефон» в сообщение о приостановке своей работы.

В реестре туроператоров «Нордик стар» отсутствует. По информации Ростуризма, компанию исключили из реестра еще 9 июня за неуплату взносов.

ООО «Нордик стар» принадлежит гражданину Эстонии Оливеру Оллину и жительнице Подмосковья Ольге Уткиной. В прошлом компания называлась «Стар-лайн», владельцы были те же. Вот как компания заявляла о себе в 2000-х годах (грамматика сохранена): «Туроператор «Стар-Лайн» был основан в 2001 году — в первом году Нового Века. Всего за несколько коротких лет своего существования компания превратилась в лидера по продажам туров в Эстонию и вошла в тройку лидеров по Латвии и Литве. Туроператор Стар-Лайн – яркий пример, подтверждающий, что в XXI веке клиент-ориентированный подход является успешным методом ведения бизнеса не только в развитых странах Запада, но и в Российской Федерации».

Сложности у компании начались еще в 2009 году. Гендиректор «Нордик стар» Оливер Оллин заявлял в СМИ, что в петербургском офисе продажи упали на 50%. В то время это объяснялось общим падением спроса на путевки в Скандинавские страны, который вообще по рынку оценивался в 30 – 40%.

Двумя годами ранее произошел политический скандал, изменивший отношение к Эстонии. Тогда был демонтирован памятник «Бронзовый солдат» в Таллине, в результате петербуржцы хотели воспрепятствовать работе эстонских предпринимателей в Северной столице. Оливер Оллин заявлял, что эти события повлияют на турпоток между двумя странами «не в сторону увеличения».

В последнее время о своем закрытии объявили петербургские туроператоры «Нева», «Экспо-тур», а также московские «Роза ветров Мир», «Лабиринт» и «ИнтАэр». Сложности испытывает «Идеал-тур», хотя о прекращении работы компания не объявляла. Она задолжала «Оренбургским авиалиниям» около 1,5 млрд рублей. В качестве причин происходящего на рынке туроператоров, как обычно, назвали три явления. Во-первых, падение рубля по отношению к доллару и евро, во-вторых, запрет правоохранителям ездить за границу, в-третьих, осложнение отношений между Россией и Западом, в результате которого, возможно, туристы стали чаще отдыхать в нашей стране. А 6 августа министр культуры Владимир Мединский выдвинул новую версию. По его мнению, виноваты менеджеры, которые «выстраивали пирамиды, занимались безостановочным демпингом», а также туристы, которые «покупали недельный тур в Турцию за 10 тыс. рублей». «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке», — сказал он.

Некоторые участники рынка полагают, что причины в каждом отдельном случае свои, особенные. Как сообщил «Фонтанке» гендиректор компании «Верса» Владимир Дорофеев, в случае с «Идеал-туром» (также объявившим о прекращении работы) деньги клиентов по какой-то причине не дошли до авиакомпании «Оренбургские авиалинии».

Это бизнес или это мошенничество? Блоки мест в самолетах у «Идеал-тура» покупали компания «ИнтАэр» и множество других фирм, поэтому причина закрытия «ИнтАэра» — следствие крушения «Идеал-тура». В случае с «Нордик стар» — эта компания два месяца назад была исключена из реестра, она работала по своим правилам, а не по правилам туроператоров. «Поэтому работать или нет — личное дело ее руководителей», — резюмировал он.

Что касается «Невы» — признаки трудностей были налицо еще перед тем, как она объявила о закрытии. «Туристы покупали билеты со скидкой 15 – 20%. Им говорили: купите два, третий мы дадим бесплатно», — сказал он.

«Самое главное, что я хочу сказать: вся истерия раздута. Ситуация на рынке в большей степени определяется неадекватной реакцией на происходящее. Какая из страховых компаний отказалась выплачивать деньги? Никакая. Слабые уйдут, сильные останутся. Посмотрите, сколько у нас дольщиков, — мы же не беремся идти строить сами квартиры? Банки закрываются, а мы что — перестали брать кредиты? Все встанет на свои места», — убежден Владимир Дорофеев.

Представитель компании «Атлас» Александр Волков также считает, что на курсы валют или запрет на выезд правоохранителям сетовать не стоит. «Это полнейшая ерунда, — считает он. — Самое главное в происходящем — квалификация работы топ-менеджеров, которые возглавляли закрывшиеся компании. Были ли у них вообще планы по развитию и формированию своего продукта? Я не уверен. Второе: настало время обратить внимание на законодательство. В 2013 году были планы либо упразднить закон «Об основах туристской деятельности» и написать новый, либо сформировать некий свод законов, которые отражали бы потребности рынка. По совпадению, за две недели до закрытия «Невы» стало известно, что работа над поправками отложена на 2015 год, что меня лично насторожило и смутило. Рынок требует госрегулирования и пристального внимания», — считает Волков.

Мрачные ожидания наблюдаются в области въездного туризма в Россию. Совладелец туристической компании «Мир» Валерий Фридман сказал, что лопающиеся компании создают крайне дурной образ вообще для России. Кроме того, события на Украине привели к тому, что продажи путевок в Россию за границей идут очень плохо. «Все идет к тому, что и въезжать к нам будут хуже, и принимать нас будут плохо», — сказал Фридман.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях